Земля как часть природной среды, объект собственности и хозяйствования
Земля — один из компонентов окружающей среды, важнейший природный ресурс, на протяжении всей истории используемый людьми для удовлетворения разнообразных потребностей — ведения сельского хозяйства, размещения жилых и производственных объектов, получения доступа к другим природным объектам (недрам, лесам, водам и т.д.).
Земля в земельном праве — это часть окружающей природной среды, элемент природы, охватывающий поверхностный слой земной коры на глубину почвенного покрова в пределах Российской Федерации.
В России, как и во всем мире, земли служат неизменным источником удовлетворения жизненно важных потребностей. В настоящее время возникает необходимость обеспечить такой порядок, при котором хозяйственное использование земель, удовлетворение иных общественных интересов (к примеру, интересов собственности) не будут приводить к потере полезных свойств земель, их деградации, сокращению площадей и, как следствие, вызывать опасные социальные и экономические последствия и угрозу устойчивому развитию общества.
В решении такой задачи решающая роль принадлежит праву как регулятору всех общественных отношений. С помощью правовых средств воздействия поддерживается такой режим деятельности общества, который гарантирует удовлетворение разнообразных потребностей людей, связанных с землями, имея в виду сохранение земель как основы дальнейшего развития общества.
Институт права собственности приобретает особое значение как в теории, так и в практике земельного права. Важным моментом в развитии данного института стало юридическое признание земли, собственно как и других природных объектов, недвижимым имуществом. В результате земля была включена в категорию объектов гражданских правоотношений.
Под собственностью понимают ту или иную форму (способ) присвоения различных вещей, созданных человеком или имеющих естественное происхождение. Если эти отношения закреплены и охраняются силой государства, то возникает право собственности.
Содержание права собственности на землю составляют правомочия владения, пользования, распоряжения (ст. 209 ГК РФ). Все три правомочия имеют ясно выраженный физический и юридический аспект. Общие права собственников земли закреплены, кроме указанной статьи ГК РФ, и в ст. 40 ЗК РФ («Права собственников земельных участков на использование земельных участков»).
Ст. 209 ГК РФ в частности определяет следующие права собственника:
*отчуждать свое имущество в собственность других лиц;
*передавать другим лицам права пользования и распоряжения ими имуществом, оставаясь при этом его собственником;
*отдавать имущество в залог и т.д.
Право владения означает право собственника обладать земельным участком, т.е. беспрепятственно входить на участок, находиться на нем, держать под контролем земельный участок, включая право не допускать на него иных лиц.
Право пользования предполагает возможность собственника извлекать пользу из земельного участка для удовлетворения различных собственных материальных и нематериальных потребностей.
Право распоряжения, или право определять юридическую судьбу земельного участка, включает право отчуждать земельный участок путем совершения сделок купли-продажи, мены, дарения, право передавать земельный участок в пользование, в некоторых случаях в доверительное управление, передавать по наследству, а также право залога.
Новеллой земельного законодательства служит появление обязанности произвести отчуждение земельного участка либо доли в праве общей собственности, т.е. совершить обязательную земельно-правовую сделку. Условия такого отчуждения установлены, например, ст. 5 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Полного, законченного перечня форм собственности на землю не существует. В регулировании этого вопроса используется гибкий подход, в соответствии с которым допускается установление любых форм собственности. Не существует ни обязательного минимума, ни обязательного максимума. Статья 9 Конституции РФ предусматривает: «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». Используемое сослагательное наклонение в формулировке статьи, а также допустимость иных форм собственности, как представляется, придают ст. 9 Конституции широкий смысл, позволяющий решать вопрос о формах собственности, не будучи связанными жесткими временными, территориальными и иными критериями.
На практике представлены все три перечисленные в Конституции РФ формы собственности на землю:
Степень правовой разработанности каждой различается, что свидетельствует о том, что институт права собственности на землю находится на стадии формирования и не достиг своего полного развития.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник
1.3 Земля как природный объект и средство производства
Земля — важнейшая часть окружающей природной среды, характеризующаяся пространством, рельефом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами и являющаяся главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также пространственным базисом для размещения всех отраслей народного хозяйства.
Сопоставимость качественного состояния мировых земельных ресурсов осуществляется на основе единой системы классификации земель, которая включает: природные особенности изучаемых территорий, современное использование земель, их пригодность для сельского хозяйства, перспективное использование земель.
Развитие общественного производства во многом зависит от способов организации и использования земли, обладающей территориальной ограниченностью, неперемещаемостью по территории, разнообразием природных особенностей.
В последние годы наметилась тенденция к значительному сокращению площадей обрабатываемых земель — за счет их перевода в другие отрасли общественного производства, подверженности земель негативным природным процессам, особенно водной и ветровой эрозии, а также за счет отвода земель для промышленности и транспорта, расширения территорий городов и других населенных пунктов (Вервейко А.П., 1989 г.).
В условиях постоянного роста народонаселения его обеспеченность земельными ресурсами систематически снижается.
Перед населением планеты стоят задачи значительно повысить интенсивность использования имеющихся земель, а также вовлекать новые земли в сельскохозяйственное производство.
II. Межхозяйственное землеустройство
Межхозяйственным землеустройством государство регулирует земельные отношения, распределяя и перераспределяя земельный фонд между отраслями народного хозяйства и внутри отраслей между отдельными предприятиями, учреждениями и организациями путем образования новых упорядочений и изменений существующих землепользований.
Объектом межхозяйственного землеустройства являются землепользования сельскохозяйственных несельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, в том числе и земли государственного земельного запаса. Отличительной чертой этого землеустройства является то, что своими действиями оно охватывает разные отрасли народного хозяйства и одновременно затрагивает землепользование группы смежных хозяйств, связанных общностью решаемых задач, а иногда целых административных районов и экономических зон. Осуществляется межхозяйственное землеустройство с учетом интересов как отдельных землепользователей, так и всего народного хозяйства или отдельных его отраслей.
2.1 Образование, упорядочение и изменение землепользования и землевладений с.-х. Предприятий
Создание новых сельскохозяйственных предприятий связано с ломкой существующих землепользований в данном земельном регионе. Сложность организации территории межхозяйственных объединений и агропромышленных комплексов заключается, прежде всего, в том, что еще нет достаточно полных и конкретных методических разработок по проведению землеустройства подобного рода объединений. Изучаются возможности создания новых межхозяйственных объединений и агропромышленных комплексов. Необходим научно обоснованный подход к проведению землеустройства при их организации.
Развивающиеся межхозяйственные связи, расширяющие объем сельскохозяйственного производства, вносят существенные изменения в способы использования земли, в организацию и проведение государственного землеустройства при образовании новых сельскохозяйственных предприятий.
Упорядочение границ существующих землепользований проводится с сохранением количества землепользований и способа организации сельскохозяйственного производства в данном земельном регионе. Эта разновидность землеустройства включает:
– спрямление границ существующих землепользований для улучшения территориальных условий выполнения технологических процессов, для применения машинной техники, создания компактных землепользований;
– ликвидацию чересполосицы, вклиниваний, которые создают неудобства в организации производства на территории землепользований, ухудшают их планировку, снижают качество продукции и увеличивают издержки производства.
Источник