Жар птица 1910 костюмы

Как Матисс и Гончарова придумывали костюмы для русского балета

В Новой Третьяковке открылась выставка о «Русских балетах» Сергея Дягилева, где, помимо прочих экспонатов, показывают 13 оригинальных сценических костюмов, которые недавно приобрели в коллекцию галереи. Рассказываем, как проходила распродажа дягилевского реквизита в Лондоне и как Гончарова и Матисс придумывали наряды для знаменитых постановок.

Распродажа дягилевских костюмов в Лондоне

В своих балетах Сергей Дягилев освободил костюмы от условности традиционных балетных трико и пачек, они стали настоящими произведениями искусства, созданными по эскизам Николая Рериха, Льва Бакста, Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других известных художников того времени. Именно поэтому на знаменитой «дягилевской распродаже», проведенной аукционным домом Sotheby’s в Лондоне, их с ажиотажем скупали модники, частные коллекционеры и мировые музеи.

Впервые предметы, связанные с балетом, представили на публичных торгах в 1967 году, когда Вера Боун (переводчица танцовщика Сержа Григорьева) предложила Sotheby’s продать коллекцию из 18 костюмов антрепризы. Показ для их демонстрации поставила дягилевская балерина Лидия Соколова: студенты Королевской школы балета дефилировали в костюмах Нижинского, Карсавиной, Немчиновой и Чернышевой, в нужный момент застывая в позах из «Сильфиды», «Синего бога», «Жар-птицы» и «Парада». Все костюмы, как и эскизы, афиши, контракты, были проданы, а коллекционирование вещей из «Русских балетов» стало трендом.

Слева: Афиша-программа выступлений «Русских балетов С. Дягилева» в театре Опера. 1927. Неизвестный художник. Справа: С.П.Дягилев. 1920-е — 1930-е, М.Ф. Ларионов. Бумага, черные чернила, перо.

Остальной реквизит после смерти импресарио в 1929 году унаследовала труппа «Русский балет колонеля де Базиля». Она привлекла многих танцоров, хореографов и художников дягилевской антрепризы, использовала ее репертуар и продолжила популяризировать русский балет по всему миру под руководством Василия Воскресенского (де Базиля). Однако после его смерти в 1951 году костюмы и декорации поместили в депозитарии в пригороде Парижа. Ответственный за дягилевское сокровище Энтони Диамантиди, вдохновившись триумфальным аукционом, вместе с Sotheby’s устроил знаменитую распродажу 1968–1973 годов. Именно после этого сформировались три ключевых музейных собрания с костюмами «Русского балета Сергея Дягилева» — в стокгольмском Музее танца, Национальной галерее Австралии и лондонском Музее Виктории и Альберта.

Коллекция Третьяковки

Третьяковская галерея тоже обладает одной из самых впечатляющих коллекций, связанных с «Русским балетом». В основном благодаря уникальному архиву Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой с эскизами костюмов и декораций, фотографиями балетных спектаклей и репетиций и портретами хореографов и танцовщиков (представлены на выставке). Но по понятным причинам участвовать в торгах в советское время Третьяковка не могла и долго оставалась без самых топовых вещей — декораций и костюмов.

Читайте также:  Вольеры для птиц певчих

И вот в 2019 году начались длительные и сложные переговоры о приобретении части коллекции Ольги Мазур. Она была знакома со многими балеринами, участвовала в первых распродажах, давно изучает и собирает все, что связано с дягилевской антрепризой, и сотрудничает с Третьяковкой. Например, сейчас помогает в создании зала Дягилева, который планируют открыть в постоянной экспозиции на Крымском Валу. Нужно было найти спонсоров, снизить цену, которая вначале составляла £1 млн (итоговую сумму сделки музей не называет), и вывезти вещи из Великобритании. И эту совершенно дягилевскую авантюру удалось реализовать: тринадцать оригинальных костюмов пополнили коллекцию Третьяковки и стали центральными экспонатами этой выставки, раскрывающими историю дягилевской антрепризы.

В 1911 году Дягилев договорился об участии русского балета в празднествах по поводу восшествия на престол английского короля Карла V. Вдохновившись культурой одной из британских колоний, решили поставить балет по индийской легенде. Костюмы и декорации для «Синего бога», конечно, оформлял мастер восточных мотивов Лев Бакст. Не имея возможности поехать в Индию, он отправился в Алжир, чтобы зарядиться колоритом на местных базарах.

Во время работы Бакст обнаружил удивительное сходство между символическими значениями цветов в индуизме и своей философией о способности оттенков вызывать у зрителей определенные эмоции.

В костюмах служителей храма он соединил фиолетовый — знак духовности — и желтый, символизирующий знание. Но несмотря на эффектное оформление и участие звездных танцовщиков — Вацлава Нижинского и Тамары Карсавиной, — балет не стал популярным, и к счастью для нас. Ведь благодаря этому уникальные костюмы ручной работы, расшитые узорами и желатиновыми ракушками, так хорошо сохранились.

Для оформления новой версии «Песни соловья» (сказки Андерсена о китайском императоре и соловье) в 1920 году Дягилев решил впервые пригласить Анри Матисса. Но художник не любил балет, а к известному импресарио относился довольно скептично, считая его антрепризу попсой. Вместе с автором музыки Игорем Стравинским Дягилев отправился к Матиссу в гости и сумел уговорить его. Куратор выставки Евгения Илюхина предполагает, что на руку сыграла тема постановки: Матисс очень любил певчих птиц и держал их у себя дома. Работая над эскизами, он изучал собрание китайских предметов в Музее Виктории и Альберта. Однако как художник-модернист отказался от откровенной стилизации и создал собственный образ Китая, используя нежные весенние тона, лаконичный рисунок, простые формы и игру фактур — шелкового атласа, бархата и хлопка.

Изделия получились вполне в духе тогдашней французской моды, из‑за чего консервативный в изобразительном искусстве Стравинский раздраженно называл их «костюмами с улицы Боэси» — самого фешенебельного в то время места в Париже.

И это неудивительно, ведь в разработке кроя художнику помогал знаменитый модельер Поль Пуаре. Также на представленном костюме придворной дамы можно рассмотреть карандашный рисунок Матисса. В 1920-е годы Дягилев стал специально просить художников добавлять на изделия авторскую роспись — продавая их, импресарио мог окупить сезон и найти деньги на будущие постановки.

Читайте также:  Где живут домашние птицы занятие

Костюмы к балету Игоря Стравинского «Жар-птица». По эскизам Александра Головина (1910) и Натальи Гончаровой (1926)

Балет «Жар-птица» в 1910 году стал примером идеального коллективного труда. Хореограф-постановщик Михаил Фокин вспоминал, как вместе с Дягилевым, Головиным, Бенуа и Бакстом сочинял либретто на основе русских сказок, а потом помогал Стравинскому писать музыку, протанцовывая па. Основную декорацию «Кощеево царство» и большинство костюмов создал Головин, а украшенный перьями наряд Жар-птицы придумал Бакст. Постановка несколько лет пользовалась успехом, но со временем устарела. И в 1926 году, на фоне финансовых неудач, Дягилев решил обновить и вернуть на сцену свой главный сказочный балет.

Он поручил оформление Наталье Гончаровой — уже признанной специалистке по русской теме. Она добавила декорации «Город» и «Ночь» и создала множество новых костюмов. Но в финальной сцене участвовал такой большой кордебалет, что ее изделия использовали наравне с головинскими. Этот паритет случайно соблюли и при приобретении костюмов: три из них созданы Гончаровой, а три других относятся к постановке 1910 года и лишь обновлены художницей. Например, она реанимировала поистрепавшийся костюм солиста Адольфа Больфа, исполнявшего роль Царевича, заменив розочки черными кляксами, и отправила в свиту Кощея. Помимо таких метаморфоз, на выставке можно увидеть разницу в принципах создания костюмов: Головин удивлял сложными вышивками и узорами, а Гончарова делала ставку на подчеркнутую театральность и эффектность в свете софитов.

Костюм Звездочета к балету Николая Римского-Корсакова «Золотой петушок». По эскизу Натальи Гончаровой. 1937

Источник

LiveInternetLiveInternet

Про всякие лаки немножко, с любовью Про всякие лаки немножко, с любовью .

Состаренное зеркальное стекло или Mercury Glass. Мастер-Классы Совершенно простые стеклянные изде.

Лепка. Интересные фактуры Терри Хогана. Вдохновляемся.

Andre Rieu — My Way (Live at Radio City Music Hall, New York) Весь концерт можно посмотр.

Украшения армянских женщин. 1. 2. .

Метки

Рубрики

  • 7 (75)
  • Огород, сад (0)
  • АФОРИЗМЫ-ЦИТАТЫ-СТИХИ (50)
  • Цитаты об искусстве (4)
  • БИБЛИОТЕКА (7)
  • Поэзия (3)
  • Электронные библиотеки (5)
  • Гороскопы (1)
  • ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО (824)
  • Фарфор, фаянс, керамика (10)
  • Драгоценные и полудрагоценные камни (9)
  • Золото, серебро и др. металлы (10)
  • Интерьеры (4)
  • Костюм.Мода (59)
  • Куклы.Статуэтки.Игрушки. (230)
  • Украшения (26)
  • ОРНАМЕНТ (7)
  • ЖЕНСКИЙ КЛУБ (521)
  • Кулинарное (204)
  • Наряжаемся (2)
  • Пары. Любовь. (105)
  • Свадебное (80)
  • Секреты здоровья (75)
  • Секреты красоты (74)
  • ЖЗЛ (4)
  • писатели и поэты (2)
  • ЖИВОПИСЬ (3737)
  • Дети (224)
  • Женский портрет (1036)
  • Иллюстраторы,графики,и. (400)
  • Искусство Китая,Японии и. (325)
  • Мужской портрет (195)
  • Натюрморт (180)
  • Открытки (329)
  • Пейзаж (124)
  • Плакат.Реклама.Дизайн (82)
  • Русская живопись (20)
  • Украшения в живописи (1)
  • Художники Кавказа (2)
  • Художники на Кавказе (3)
  • Художники Ставрополья и КМВ (10)
  • Художники-передвижники (5)
  • Цвет (44)
  • Цветочный натюрморт (388)
  • ИКОНЫ (5)
  • КАВКАЗ (64)
  • КИНОФИЛЬМЫ. ВИДЕО (13)
  • КУРОРТЫ КАВМИНВОД (72)
  • Кисловодск (74)
  • Пятигорск (21)
  • МУЗЫКА (1099)
  • Композиторы (10)
  • Франция (7)
  • Исполнители Инструменталисты (14)
  • Музыка в живописи (10)
  • Музыка из кинофильмов (2)
  • Музыкальные клипы и видео (47)
  • Музыкальные сказки (2)
  • Музыкальные фильмы (2)
  • оперетта и водевиль (1)
  • Оперные певцы (19)
  • США (110)
  • Эстрада (песня, романс. ) (513)
  • ОТКРЫТКИ (19)
  • 1 мая (2)
  • 9 мая (1)
  • Валентинки (1)
  • Города и страны, типы (4)
  • Женский портрет (2)
  • Имя с открытки (6)
  • Цветы (1)
  • ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ (5)
  • Психология творчества (1)
  • ПУТЕШЕСТВИЯ (744)
  • Великобритания (2)
  • Венеция. Италия (88)
  • Европа (1)
  • Европейские курорты (1)
  • Замки Европы (46)
  • Франция (373)
  • Россия (4)
  • РУКОДЕЛИЕ (1063)
  • РЕЦЕПТЫ (1)
  • бисер (13)
  • вышивка (7)
  • вязание (20)
  • декор (17)
  • из бумаги и картона (35)
  • Из природных материалов (18)
  • Картины в необычной технике (4)
  • Конфетные букеты (1)
  • куклы, игрушки (1)
  • ленты, ткань (382)
  • макраме, узелки (1)
  • мандалы (1)
  • пластика (2)
  • плетение (1)
  • украшения (бисер, пластика, вязанные и др.) (62)
  • шкатулки, коробки, упаковка (2)
  • шкатулки, коробочки (2)
  • РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ (100)
  • Скульптура, памятники. (5)
  • Ссылки на сайты (150)
  • ТАНЕЦ (267)
  • балет (9)
  • бальные,эстрадные танцы (5)
  • в живописи (6)
  • ФАУНА (76)
  • Кошки (61)
  • Лошади (13)
  • птицы (1)
  • ФЛОРА (630)
  • Деревья (68)
  • Сады и парки мира (227)
  • Цветы (404)
  • ФОТО (233)
  • натюрморт (1)
  • портрет (16)
  • фотомастера (2)
  • ЦВЕТЫ В ЖИВОПИСИ (1)
  • Ирисы в живописи (1)
  • Это интересно! (195)
  • календарь памятных дат (22)
Читайте также:  Все птицефабрики волгоградской области

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Головин А.Я.-Эскизы костюмов к балету «Жар-Птица» Стравинского, Фокина. Русские сезоны 1910. Париж

Головин А.Я.-Эскизы костюмов к балету «Жар-Птица».

Премьера балета И. Стравинского «Жар-Птица» в постановке М.Фокина с деко-
рациями и костюмами,выполненными по эскизам художника А.Головина,
состоялась в цикле Русских сезонов в Париже в 1910 году.

Firebird- costume design- Tsarevna the Incredible Beauty копия (467x700, 115Kb) Краса Ненаглядная. Firebird- costume design- Knight of the Day копия (469x700, 91Kb) Рыцарь День. Балет И.Стравинского «Жар-Птица»-самое фантастическое создание народной сказки и очень подходящее для танцевального воплощения.Либретто-Иван царевич в погоне за Жар птицей проникает в сад Кащея, где встречает Красу Ненаглядную,пленённую старым волшебником.В замке Кощея томится и сказочная Жар птица,озаряющая всё вокруг ярким светом.С помощью пера Жар птицы Иван царевич разрушает злые чары Кащеева царства и спасает всех пленников. Firebird- costume design- Knight of the Night копия (463x700, 90Kb) Рыцарь Ночь. Firebird- costume design- Koshchei копия (464x700, 134Kb) Кащей. Firebird- costume design- Koshchei Стражник Кащея. Firebird- costume design- Koshchei Слуга Кащея. Firebird- costume design- Koshchei Жена Кащея. Firebird- costume design- Koshchei Жена Кащея-1. Firebird- costume design- Koshchei Жена Кащея-2. Firebird- costume design- Koshchei Жена Кащея-3. Firebird- costume design- Koshchei Жена Кащея-4. Firebird- costume design- Soldiers копия (472x700, 99Kb) Воин. Firebird- costume design- Swampwench (Kikimora копия (466x700, 113Kb) Кикимора. Царевны,пленённые Кащеем. Firebird- costume design- Tsarevna копия (460x700, 98Kb) Firebird- costume design- Tsarevna-1 копия (466x700, 93Kb) Firebird- costume design- Tsarevna-3 копия (447x700, 84Kb) Firebird- costume design- Tsarevna-4 копия (462x700, 93Kb) Firebird- costume design- Tsarevna-5 копия (469x700, 95Kb) Firebird- costume design- Tsarevna-6 копия (466x700, 90Kb) Firebird- costume design-Tsarevna-1 копия (459x700, 90Kb) Firebird- costume design- Young Men in Light Dress копия (456x700, 85Kb) Иван царевич. Firebird- costume design- Werewolf копия (465x700, 70Kb) Оборотень. Firebird- costume design- Werewolf-1 копия (467x700, 79Kb) Оборотень-1. Оформление балета «Жар-Птица» для Русских сезонов в Париже-одно из лучших созданий художника,оказавшее значительное влияние на развитие мирового театрально-декорационного искусства. Эскизы хранятся в Harvard University Houghton Library.

Серия сообщений «в живописи»:
Часть 1 — Эдгар Дегa. Балерины
Часть 2 — Художник Е.Соколов. Танец
.
Часть 4 — Кабанова Ирина. Танец
Часть 5 — Танец в живописи. Кабачок
Часть 6 — Головин А.Я.-Эскизы костюмов к балету «Жар-Птица» Стравинского, Фокина. Русские сезоны 1910. Париж

Источник

Оцените статью