- Как Матисс и Гончарова придумывали костюмы для русского балета
- Распродажа дягилевских костюмов в Лондоне
- Коллекция Третьяковки
- LiveInternetLiveInternet
- —Метки
- —Рубрики
- —Музыка
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Статистика
- Головин А.Я.-Эскизы костюмов к балету «Жар-Птица» Стравинского, Фокина. Русские сезоны 1910. Париж
Как Матисс и Гончарова придумывали костюмы для русского балета
В Новой Третьяковке открылась выставка о «Русских балетах» Сергея Дягилева, где, помимо прочих экспонатов, показывают 13 оригинальных сценических костюмов, которые недавно приобрели в коллекцию галереи. Рассказываем, как проходила распродажа дягилевского реквизита в Лондоне и как Гончарова и Матисс придумывали наряды для знаменитых постановок.
Распродажа дягилевских костюмов в Лондоне
В своих балетах Сергей Дягилев освободил костюмы от условности традиционных балетных трико и пачек, они стали настоящими произведениями искусства, созданными по эскизам Николая Рериха, Льва Бакста, Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других известных художников того времени. Именно поэтому на знаменитой «дягилевской распродаже», проведенной аукционным домом Sotheby’s в Лондоне, их с ажиотажем скупали модники, частные коллекционеры и мировые музеи.
Впервые предметы, связанные с балетом, представили на публичных торгах в 1967 году, когда Вера Боун (переводчица танцовщика Сержа Григорьева) предложила Sotheby’s продать коллекцию из 18 костюмов антрепризы. Показ для их демонстрации поставила дягилевская балерина Лидия Соколова: студенты Королевской школы балета дефилировали в костюмах Нижинского, Карсавиной, Немчиновой и Чернышевой, в нужный момент застывая в позах из «Сильфиды», «Синего бога», «Жар-птицы» и «Парада». Все костюмы, как и эскизы, афиши, контракты, были проданы, а коллекционирование вещей из «Русских балетов» стало трендом.
Слева: Афиша-программа выступлений «Русских балетов С. Дягилева» в театре Опера. 1927. Неизвестный художник. Справа: С.П.Дягилев. 1920-е — 1930-е, М.Ф. Ларионов. Бумага, черные чернила, перо.
Остальной реквизит после смерти импресарио в 1929 году унаследовала труппа «Русский балет колонеля де Базиля». Она привлекла многих танцоров, хореографов и художников дягилевской антрепризы, использовала ее репертуар и продолжила популяризировать русский балет по всему миру под руководством Василия Воскресенского (де Базиля). Однако после его смерти в 1951 году костюмы и декорации поместили в депозитарии в пригороде Парижа. Ответственный за дягилевское сокровище Энтони Диамантиди, вдохновившись триумфальным аукционом, вместе с Sotheby’s устроил знаменитую распродажу 1968–1973 годов. Именно после этого сформировались три ключевых музейных собрания с костюмами «Русского балета Сергея Дягилева» — в стокгольмском Музее танца, Национальной галерее Австралии и лондонском Музее Виктории и Альберта.
Коллекция Третьяковки
Третьяковская галерея тоже обладает одной из самых впечатляющих коллекций, связанных с «Русским балетом». В основном благодаря уникальному архиву Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой с эскизами костюмов и декораций, фотографиями балетных спектаклей и репетиций и портретами хореографов и танцовщиков (представлены на выставке). Но по понятным причинам участвовать в торгах в советское время Третьяковка не могла и долго оставалась без самых топовых вещей — декораций и костюмов.
И вот в 2019 году начались длительные и сложные переговоры о приобретении части коллекции Ольги Мазур. Она была знакома со многими балеринами, участвовала в первых распродажах, давно изучает и собирает все, что связано с дягилевской антрепризой, и сотрудничает с Третьяковкой. Например, сейчас помогает в создании зала Дягилева, который планируют открыть в постоянной экспозиции на Крымском Валу. Нужно было найти спонсоров, снизить цену, которая вначале составляла £1 млн (итоговую сумму сделки музей не называет), и вывезти вещи из Великобритании. И эту совершенно дягилевскую авантюру удалось реализовать: тринадцать оригинальных костюмов пополнили коллекцию Третьяковки и стали центральными экспонатами этой выставки, раскрывающими историю дягилевской антрепризы.
В 1911 году Дягилев договорился об участии русского балета в празднествах по поводу восшествия на престол английского короля Карла V. Вдохновившись культурой одной из британских колоний, решили поставить балет по индийской легенде. Костюмы и декорации для «Синего бога», конечно, оформлял мастер восточных мотивов Лев Бакст. Не имея возможности поехать в Индию, он отправился в Алжир, чтобы зарядиться колоритом на местных базарах.
Во время работы Бакст обнаружил удивительное сходство между символическими значениями цветов в индуизме и своей философией о способности оттенков вызывать у зрителей определенные эмоции.
В костюмах служителей храма он соединил фиолетовый — знак духовности — и желтый, символизирующий знание. Но несмотря на эффектное оформление и участие звездных танцовщиков — Вацлава Нижинского и Тамары Карсавиной, — балет не стал популярным, и к счастью для нас. Ведь благодаря этому уникальные костюмы ручной работы, расшитые узорами и желатиновыми ракушками, так хорошо сохранились.
Для оформления новой версии «Песни соловья» (сказки Андерсена о китайском императоре и соловье) в 1920 году Дягилев решил впервые пригласить Анри Матисса. Но художник не любил балет, а к известному импресарио относился довольно скептично, считая его антрепризу попсой. Вместе с автором музыки Игорем Стравинским Дягилев отправился к Матиссу в гости и сумел уговорить его. Куратор выставки Евгения Илюхина предполагает, что на руку сыграла тема постановки: Матисс очень любил певчих птиц и держал их у себя дома. Работая над эскизами, он изучал собрание китайских предметов в Музее Виктории и Альберта. Однако как художник-модернист отказался от откровенной стилизации и создал собственный образ Китая, используя нежные весенние тона, лаконичный рисунок, простые формы и игру фактур — шелкового атласа, бархата и хлопка.
Изделия получились вполне в духе тогдашней французской моды, из‑за чего консервативный в изобразительном искусстве Стравинский раздраженно называл их «костюмами с улицы Боэси» — самого фешенебельного в то время места в Париже.
И это неудивительно, ведь в разработке кроя художнику помогал знаменитый модельер Поль Пуаре. Также на представленном костюме придворной дамы можно рассмотреть карандашный рисунок Матисса. В 1920-е годы Дягилев стал специально просить художников добавлять на изделия авторскую роспись — продавая их, импресарио мог окупить сезон и найти деньги на будущие постановки.
Костюмы к балету Игоря Стравинского «Жар-птица». По эскизам Александра Головина (1910) и Натальи Гончаровой (1926)
Балет «Жар-птица» в 1910 году стал примером идеального коллективного труда. Хореограф-постановщик Михаил Фокин вспоминал, как вместе с Дягилевым, Головиным, Бенуа и Бакстом сочинял либретто на основе русских сказок, а потом помогал Стравинскому писать музыку, протанцовывая па. Основную декорацию «Кощеево царство» и большинство костюмов создал Головин, а украшенный перьями наряд Жар-птицы придумал Бакст. Постановка несколько лет пользовалась успехом, но со временем устарела. И в 1926 году, на фоне финансовых неудач, Дягилев решил обновить и вернуть на сцену свой главный сказочный балет.
Он поручил оформление Наталье Гончаровой — уже признанной специалистке по русской теме. Она добавила декорации «Город» и «Ночь» и создала множество новых костюмов. Но в финальной сцене участвовал такой большой кордебалет, что ее изделия использовали наравне с головинскими. Этот паритет случайно соблюли и при приобретении костюмов: три из них созданы Гончаровой, а три других относятся к постановке 1910 года и лишь обновлены художницей. Например, она реанимировала поистрепавшийся костюм солиста Адольфа Больфа, исполнявшего роль Царевича, заменив розочки черными кляксами, и отправила в свиту Кощея. Помимо таких метаморфоз, на выставке можно увидеть разницу в принципах создания костюмов: Головин удивлял сложными вышивками и узорами, а Гончарова делала ставку на подчеркнутую театральность и эффектность в свете софитов.
Костюм Звездочета к балету Николая Римского-Корсакова «Золотой петушок». По эскизу Натальи Гончаровой. 1937
Источник
LiveInternetLiveInternet
Про всякие лаки немножко, с любовью Про всякие лаки немножко, с любовью .
Состаренное зеркальное стекло или Mercury Glass. Мастер-Классы Совершенно простые стеклянные изде.
Лепка. Интересные фактуры Терри Хогана. Вдохновляемся.
Andre Rieu — My Way (Live at Radio City Music Hall, New York) Весь концерт можно посмотр.
Украшения армянских женщин. 1. 2. .
—Метки
—Рубрики
- 7 (75)
- Огород, сад (0)
- АФОРИЗМЫ-ЦИТАТЫ-СТИХИ (50)
- Цитаты об искусстве (4)
- БИБЛИОТЕКА (7)
- Поэзия (3)
- Электронные библиотеки (5)
- Гороскопы (1)
- ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО (824)
- Фарфор, фаянс, керамика (10)
- Драгоценные и полудрагоценные камни (9)
- Золото, серебро и др. металлы (10)
- Интерьеры (4)
- Костюм.Мода (59)
- Куклы.Статуэтки.Игрушки. (230)
- Украшения (26)
- ОРНАМЕНТ (7)
- ЖЕНСКИЙ КЛУБ (521)
- Кулинарное (204)
- Наряжаемся (2)
- Пары. Любовь. (105)
- Свадебное (80)
- Секреты здоровья (75)
- Секреты красоты (74)
- ЖЗЛ (4)
- писатели и поэты (2)
- ЖИВОПИСЬ (3737)
- Дети (224)
- Женский портрет (1036)
- Иллюстраторы,графики,и. (400)
- Искусство Китая,Японии и. (325)
- Мужской портрет (195)
- Натюрморт (180)
- Открытки (329)
- Пейзаж (124)
- Плакат.Реклама.Дизайн (82)
- Русская живопись (20)
- Украшения в живописи (1)
- Художники Кавказа (2)
- Художники на Кавказе (3)
- Художники Ставрополья и КМВ (10)
- Художники-передвижники (5)
- Цвет (44)
- Цветочный натюрморт (388)
- ИКОНЫ (5)
- КАВКАЗ (64)
- КИНОФИЛЬМЫ. ВИДЕО (13)
- КУРОРТЫ КАВМИНВОД (72)
- Кисловодск (74)
- Пятигорск (21)
- МУЗЫКА (1099)
- Композиторы (10)
- Франция (7)
- Исполнители Инструменталисты (14)
- Музыка в живописи (10)
- Музыка из кинофильмов (2)
- Музыкальные клипы и видео (47)
- Музыкальные сказки (2)
- Музыкальные фильмы (2)
- оперетта и водевиль (1)
- Оперные певцы (19)
- США (110)
- Эстрада (песня, романс. ) (513)
- ОТКРЫТКИ (19)
- 1 мая (2)
- 9 мая (1)
- Валентинки (1)
- Города и страны, типы (4)
- Женский портрет (2)
- Имя с открытки (6)
- Цветы (1)
- ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ (5)
- Психология творчества (1)
- ПУТЕШЕСТВИЯ (744)
- Великобритания (2)
- Венеция. Италия (88)
- Европа (1)
- Европейские курорты (1)
- Замки Европы (46)
- Франция (373)
- Россия (4)
- РУКОДЕЛИЕ (1063)
- РЕЦЕПТЫ (1)
- бисер (13)
- вышивка (7)
- вязание (20)
- декор (17)
- из бумаги и картона (35)
- Из природных материалов (18)
- Картины в необычной технике (4)
- Конфетные букеты (1)
- куклы, игрушки (1)
- ленты, ткань (382)
- макраме, узелки (1)
- мандалы (1)
- пластика (2)
- плетение (1)
- украшения (бисер, пластика, вязанные и др.) (62)
- шкатулки, коробки, упаковка (2)
- шкатулки, коробочки (2)
- РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ (100)
- Скульптура, памятники. (5)
- Ссылки на сайты (150)
- ТАНЕЦ (267)
- балет (9)
- бальные,эстрадные танцы (5)
- в живописи (6)
- ФАУНА (76)
- Кошки (61)
- Лошади (13)
- птицы (1)
- ФЛОРА (630)
- Деревья (68)
- Сады и парки мира (227)
- Цветы (404)
- ФОТО (233)
- натюрморт (1)
- портрет (16)
- фотомастера (2)
- ЦВЕТЫ В ЖИВОПИСИ (1)
- Ирисы в живописи (1)
- Это интересно! (195)
- календарь памятных дат (22)
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Головин А.Я.-Эскизы костюмов к балету «Жар-Птица» Стравинского, Фокина. Русские сезоны 1910. Париж
Головин А.Я.-Эскизы костюмов к балету «Жар-Птица».
Премьера балета И. Стравинского «Жар-Птица» в постановке М.Фокина с деко-
рациями и костюмами,выполненными по эскизам художника А.Головина,
состоялась в цикле Русских сезонов в Париже в 1910 году.
Краса Ненаглядная. Рыцарь День. Балет И.Стравинского «Жар-Птица»-самое фантастическое создание народной сказки и очень подходящее для танцевального воплощения.Либретто-Иван царевич в погоне за Жар птицей проникает в сад Кащея, где встречает Красу Ненаглядную,пленённую старым волшебником.В замке Кощея томится и сказочная Жар птица,озаряющая всё вокруг ярким светом.С помощью пера Жар птицы Иван царевич разрушает злые чары Кащеева царства и спасает всех пленников. Рыцарь Ночь. Кащей. Стражник Кащея. Слуга Кащея. Жена Кащея. Жена Кащея-1. Жена Кащея-2. Жена Кащея-3. Жена Кащея-4. Воин. Кикимора. Царевны,пленённые Кащеем. Иван царевич. Оборотень. Оборотень-1. Оформление балета «Жар-Птица» для Русских сезонов в Париже-одно из лучших созданий художника,оказавшее значительное влияние на развитие мирового театрально-декорационного искусства. Эскизы хранятся в Harvard University Houghton Library.
Серия сообщений «в живописи»:
Часть 1 — Эдгар Дегa. Балерины
Часть 2 — Художник Е.Соколов. Танец
.
Часть 4 — Кабанова Ирина. Танец
Часть 5 — Танец в живописи. Кабачок
Часть 6 — Головин А.Я.-Эскизы костюмов к балету «Жар-Птица» Стравинского, Фокина. Русские сезоны 1910. Париж
Источник