Жар птица 2 класс урок изо

Разработка урока по ИЗО «Сказочный жанр. Образ Жар-птицы»

Цель: создать условия для творческой работы учащихся на уроке при создании коллективного образа Жар-птицы.

Проблема урока: можно ли выполнить общую композицию на основе индивидуальных работ и каким образом?

— познакомить учащихся со сказочным образом жар-птицей в живописи, литературе; выполнить групповую работу.

— развивать познавательный интерес; умение работать восковыми мелками;

— формировать умения работать индивидуально и в группе;

— развивать творческое воображение и фантазию в процессе выполнения творческого задания;

— воспитывать чувство красоты через восприятие произведений русских художников и творческое отношение к заданию.

Зрительный ряд: презентация к уроку, репродукция картины В.М.Васнецова «Ковер-самолет», иллюстрации И.Я. Билибина к сказке «Иван царевич, Жар-птица и Серый волк», иллюстрации к различным изданиям сказки «Конек Горбунок», иллюстрация росписи на шкатулке «Жар-птица».
Материалы и инструменты: незаконченное изображение Жар-птицы, шаблоны перьев, листы бумаги, масляная пастель, восковые мелки

Задание: выполнить перья птицы, наклеить их в соответствующем порядке на изображение Жар-птицы.

2. Психологический настрой.

У каждого из нас есть заветное желание. Так хочется, чтобы оно воплотилось в реальность. Вот только, кто его исполнит. Сегодня у вас будет возможность загадать это желание одному сказочному образу. А вот , что потом произойдёт, узнаем.

Отгадайте мою загадку, о ком пойдёт речь.

Птица чудная она.
Вся из пламени-огня.
Крылья плавно поднимает,
Хвост как веер распускает,
Глазки яхонтом горят –
Удивительный наряд.
Побеждает темень, мрак.
Туче черной – первый враг.
А перо той дивной птицы
Вмиг желание исполнит,
Людям счастье принесет.

— Правильно, Жар-птица.
Сообщение темы урока «Сказочный образ жар-птицы».

Поиск знаний учащихся. Что вы знаете о жар-птице? (записывать ассоциации на доске вокруг птицы)

Какая связь по вашему мнению есть между жар-птицей и желанием человека? (ответы учащихся)

Говорят, что тот, кто найдет ее перо, у того исполнится самое заветное желание, а сама Жар-птица прилетит на зов о помощи. Также, говорят, что с помощью пера жар птицы можно находить клады, так как подобное притягивает подобное. Золотое перо притягивает золото, хранящееся в земле.

4.Сообщение нового. Презентация.

Жар-птица — сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя сказки. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Жар-птица огненная птица, её перья блистают серебром и золотом , крылья как языки пламени, а глаза светятся как кристалл.

Живёт Жар-птица в райском саду Ирии, в золотой клетке. По ночам вылетает из нее и освещает сад собою так ярко, как тысячи зажжёных огней.

Добыча жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть жар-птицу удается лишь младшему сыну. Мифологи объясняли жар-птицу как олицетворение огня, света, солнца. Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие.

Читайте также:  Алеша птицын вырабатывает характер аудиокнига

Когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга. Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Каждый год, осенью, Жар-птица умирает, а весной возрождается. Иногда можно найти выпавшее перо из хвоста Жар-птицы; внесенное в тёмную комнату, оно заменит самое богатое освещение. Со временем такое перо превращается в золотое.

5. В каких сказках можно встретить образ жар-птицы?

Жар-птица в сказках – «Конёк-горбунок», «Иван царевич и серый волк»…..

Жар-птица и Василиса Прекрасная»

Красоту и лучезарность этой птицы отображали писатели и народ в строчках, а художники в своих картинах.

Я приглашаю вас в галерею художников, где главная героиня Жар-птица.

По-разному и в то же время одинаково изображают её в художники. Можно даже определить характер птицы.

Посмотрите на иллюстрацию и определите характер птицы, внешний облик.

№1 Картина Виктора Михайловича Васнецова «Ковер-самолет»
(Жар-птица в клетке высокомерная и гордая).

№2 Иллюстрация к русской народной сказке «Об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером Волке» Ивана Яковлевича Билибина
(Она испуганная)

№3 Иллюстрации к сказке Петра Петровича Ершова «Конек-горбунок»?
(возмущенная)

— Но у всех она какая?
(красивая, волшебная, сказочная)

* На какую птицу похожа Жар-птица. В чём вы видите сходство?

6. Попробуем определить цветовую гамму жар-птицы. Перед вами палитра художника. Обведите те цвета, которые на ваш взгляд соответствуют жар-птице.

— Почему эти цвета вы выбрали, обоснуйте свой ответ.

(жар-птица имеет цвета, от которых становится жарко, тепло)

Но сейчас мы добавим каплю ещё одного цвета, посмотрев на пламя свечи, которое напоминает перышко жар-птицы. (Учитель зажигает свечку, учащиеся рассматривают пламя)

Если это цвета символизирующие огонь, так как же можно было поймать жар-птицу? (предположения учащихся)

Поймать голыми руками её нельзя, так как можно обжечься об её оперение.

Для ловли Жар-птицы использовали золотую клетку с яблоками внутри, как ловушку.

http://festival.1september.ru/articles/522377/01.jpg

7. Но мы ловить птицу не будем. Приближается весна, время возрождения жар-птицы. Мы создадим её. Перед вами незаконченное изображение сказочной птицы. Красота и сказочность ее будет зависеть от вас. И она не будет похожа ни на одну из предыдущих птиц. Она будет особая. Перед вами лежат шаблоны пёрышек. Ваша задача, выполнить в цвете, используя восковые мелки, перья для нашей Жар-птицы. Используйте те, цвета, которые находятся перед вами на карточке- палитре. После того, как будет готово перо, украсьте его паетками.

— Но прежде, чем приступим перышки выполнять в цвете, давайте почувствуем себя настоящими птицами.

Птицы летят,
Крыльями шумят.
Прогнулись над землей,
Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться.
И очень бесшумно
На место садятся.
9. Самостоятельная работа учащихся.

Читайте также:  Видеоурок где зимуют птицы

А теперь, с новыми силами начинайте фантазировать и творить красоту.

— наносим более светлые оттенки (жёлтый, цв. оранжевый)

— прорисовываем узоры красным, бордовым

После завершения работы, на обратной стороне пера напишите свое имя , загадайте одно заветное желание. Прикрепите перья к птице на доске. Ночью наша Жар-птица улетит в сказку и в наши сны. Обронит где-нибудь перышко с вашим желанием, оно сбудется, а тому, кто найдет его – принесет счастье.
10. Итог работы.

— Что нового вы узнали о жар-птице?

— С какими художниками, работающими над образами Жар-птицей мы познакомились?

-Что помогло вам справиться с работой?

Перед вами то, что любит жар-птица. Это яблоки (шаблоны). Напишите на них одно слово, которое характеризует ваше настроение, состояние души в конце урока. Прикрепите их рядом с Жар-птицей.

У нас получился настоящий райский сад.

Источник

Огонь в ночи. Перо Жар — птицы.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме

Цель урока: научить детей по представлению передать в краске сказочное перо Жар птицы.

— познакомить с различными репродукциями картин с изображениями Жар птицы;

— познакомить и заинтересовать сказкой Ершова «Конёк – горбунок»;

— дать понятие «художники иллюстраторы»;

— дать сравнительную характеристику репродукции картин;

— познакомить с понятием «свечение»;

— развитие памяти, наблюдательности, интереса и речи.

( доска закрыта, а на обратной стороне доски написано «Огонь в ночи»)

— Ребята, прочитайте тему нашего урока.

— А как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Что это может быть – огонь в ночи? (если дети не могут ответить, учитель дает подсказку).

— Давайте закроем глаза и представим, подумаем про что – нибудь сказочное, волшебное, необычное. Что же это может быть? Огонь в ночи… ( перо жар птицы, жар птица)

— Молодцы, правильно, тема нашего урока «Перо Жар птицы».

— Кто скажет цель нашего урока? ( научиться нарисовать перо Жар птицы, сказочное перо)

— Послушайте, ребята, я сейчас вам прочитаю отрывок из сказки, а вы подумайте, и скажите, из какой сказки этот отрывок и кто её написал?

Чудный свет кругом струится

«Что, — сказал он, — за шайтан?

Шапок пять найдётся свету,

— Сегодня к нам на урок прилетела Жар птица.

— Как называется эта сказка и кто её автор? (Петр Павлович Ершов «Конек – горбунок»)

— Чему удивился Иван? ( Что перо светится, а жара и дыма нет). Посмотрите на иллюстрацию – тот момент, когда Иван увидел перо.

— Почему он удивился? Что же здесь удивительного? (раньше люди топили печки, жгли лучины, электричества не было и это было удивительно, что свет есть, а тепла от него нет, и дыма тоже).

Читайте также:  Есть ли глухие птицы

— А какой современный прибор мы можем сравнить с пером Жар птицы? ( Лампочку)

— Докажите. ( Светит, не греет и нет дыма).

— Ребята, а как вы думаете, люди сначала нарисовали Жар птицу, а потом так её назвали, или сначала назвали, а потом нарисовали? ( сначала нарисовали)

— А почему они назвали эту птицу Жар? ( преобладает жёлтый цвет, цвет солнца, огня).

— Послушайте, как описывает автор появление жар птицы во дворце.

Свет такой вдруг разлился

Что весь двор рукой закрылся

Царь кричит на весь базар

Молвил ловчий, сам со смеху

— Почему царь так испугался? (он никогда не видел жар птицу, а свет от неё был такой яркий, что он подумал, что это пожар)

— Посмотрите, на иллюстрации, и скажите, чем они отличаются друг от друга? ( одни нарисованы красками, а другие карандашом, графически)

— Каждый художник по – разному видит изображение Жар птицы, так как это сказочная птица и одинаковых иллюстраций нет.

— Эти иллюстрации нарисовали художники иллюстраторы? А кто мне скажет кто это такие? ( они рисуют иллюстрации к сказкам, повестям, рассказам)

— Сегодня мы будем рисовать перо Жар птицы. Давайте посмотрим на перо, которое изображено на доске.

— Можно ли сказать, что оно светится?

— Как это показано на рисунке? ( ученик показывает)

-А кто мне может сказать, как это называется? (Свечение)

— Посмотрите на перо. Кто покажет, где находится само перо, сам контур пера? (ученик показывает)

— Кто ёще раз покажет свечение?

— Скажите, когда мы лучше увидим всю прелесть горящего пера Жар птицы: днём или ночью? (учитель прикладывает перо сначала на белый фон, а потом на черный)

— Доказали, что чёрный фон лучше нам подойдет для рисунка?

— Давайте пронаблюдаем за свечением на огоньке от свечки, чтобы вам было легче подобрать цвета. ( опыт )

— Фон выбрали, свечение посмотрели, что еще осталось сделать? ( подумать какое перо нарисовать)

— Я предлагаю вам сейчас зарыть глазки и под сказочную музыку представить то перо, которое возникнет в вашей фантазии, какое вы будете рисовать. (музыка)

— Какие нам лучше выбрать цвета для изображения пера ? ( желтый, оранжевый, красный). Да, теплые тона.

— Придумали? По каким критериям будем оценивать себя? ( завершенность работы, присутствие свечения, волшебства)

— Прикупайте к работе – используйте как можно больше ярких цветов.

— Почему ты нарисовал именно такое перо?

— Кому понравилось сегодня на уроке?

— Кому понравилось рисовать перо Жар птицы?

Мне тоже понравилось, как вы работали на уроке. Спасибо.

Источник

Оцените статью