Жар-птица
Жар-птица — сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя сказки. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Жар-птица — огненная птица, её перья блистают серебром и золотом (у Огнивака перья рыжезлатые), крылья — как языки пламени, а глаза светятся как кристалл. По размерам жар-птица достигает павлина.
Добыча жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задаёт в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть жар-птицу удаётся лишь младшему сыну. Мифологи (Афанасьев) объясняли жар-птицу как олицетворение огня, света, солнца. Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поёт, из её клюва сыплются жемчуга.
Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Оставляя в стороне произвольные мифологические объяснения, можно сопоставить жар-птицу со средневековыми, очень популярными и в русской, и в западноевропейской литературе рассказами о птице феникс, возрождающейся из пепла. Прототипом Жар-птицы является павлин. Молодильные яблоки, в свою очередь, можно сопоставить с плодами гранатового дерева — излюбленного лакомства фениксов.
Каждый год, осенью, Жар-птица умирает, а весной возрождается. Иногда можно найти выпавшее перо из хвоста Жар-птицы; внесённое в тёмную комнату, оно заменит самое богатое освещение. Со временем такое перо превращается в золотое.
Для ловли Жар-птицы используют золотую клетку с яблоками внутри как ловушку. Поймать голыми руками её нельзя, так как можно обжечься об её оперение.
Современное использование [ ]
В популярной культуре [ ]
- Петр Павлович Ершов, «Конёк-Горбунок»
- «Конёк-Горбунок» (Союзмультфильм, 1947 год, режиссёр: Иван Иванов-Вано)
- «Конёк-горбунок» (Союзмультфильм, 1975 год, режиссёр: Иван Иванов-Вано)
- «Жар-птица» по мотивам сказки Алексея Толстого (объединение художественной мультипликации
- «Киевнаучфильм», 1983 год, режиссёр: Цезарь Оршанский)
- «Жар-птица» по мотивам русских народных сказок (ТО «Экран», 1984, режиссёр: Владимир Самсонов)
- «Как поймать перо Жар-Птицы» (мультфильм, 2013 год)
Источник
Презентация — Какого цвета Жар-птица?
Неча молвить, страх красивы! Ножки красные у всех; А хвосты-то — сущий смех! Чай, таких у куриц нету. А уж сколько, парень, свету, Словно батюшкина печь!» -Ярким пламенем сверкая, Встрепенулася вся стая, Кругом огненным свилась И за тучи понеслась.
Образ в сказке «Конек- Горбунок»
Слайд 5
весьма сходно для разных народов: «…воздух расцветился всеми цветами радуги, от перьев и крыльев птицы шли красивые звуки, от нее исходил приятный запах. »
Описание Птицы
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Гжель или хохлома.
Славяне связывали Жар-птицу с золотом и кладами, считая, что птица указывает на них. Где она опустится, там в земле сокровища и таятся. Иногда говорили, что в купальскую ночь Жар-птица спускается на землю, и именно ее сияние принимают за цветок папоротника.
Слайд 9
Слайд 10
Птица-огонь, — полагали славяне, подразумевая Жар-птицу, — об ее оперение можно запросто обжечься. Каждое перо же светится, как множество свеч, и остро, крепче булата. А сама же она сияет то голубым, то малиновым светом.
Птица- огонь
Слайд 11
Увидеть ее, преодолев множество испытаний, мог лишь отчаянный смельчак с чистыми помыслами, ведомый по жизни мечтой. Недаром иногда называли Птицу Жар-птицей, ведь жар, огонь – это и творчество, и творение, и «горение».
Жар, огонь – это творчество…
Слайд 12
Свет божественного сияния, окружавший Птицу, ложился и на человека, наделяя его тем, чего он больше всего хотел в своем сердце: талантами, умениями, счастьем. И вот уже человек, получивший дар от Птицы, сам нес на себе отблеск волшебного света. Играет нежная свирель, И замирает в восхищенье Жемчужина России – Гжель, Где поселилось вдохновенье. Здесь каждый – мастер и творец. Татьяна Алферова
Человек – творец
Слайд 13
Украшение изделий
И уже потом люди, чтобы удача и счастье, которые дарует Жар-птица, не покинули их, стали делать амулеты и обереги, расписывать посуду ее яркими изображениями.
Слайд 14
Сине-голубая гжель
Поверить трудно: неужели Всего два цвета? Чудеса. Вот так художники из Гжели На снег наносят небеса! Л. Куликова. Гжельская роспись – это древнее, традиционно русское искусство, истоки которого зародились в русской глубинке уже более 670 лет назад. «Нежно-голубое чудо – сказочная гжель» — так ласково называли люди на Руси – всем полюбившуюся, удивительно украшенную керамику из белоснежной глины. Без сомнения, гжельская посуда, сувениры и игрушки – эти уникальные самобытные произведения искусства — испокон веков и по сегодняшний день очень ценятся во всем мире.
Слайд 15
На чем выполняют роспись художники?
На керамике: фарфоре, фаянсе. Освоили также технику майолики. Роспись часто дополняется Скульптурными изображениями людей, животных, птиц.
Слайд 16
Слайд 17
Какие бывают изделия?
Это разнообразная посуда: квасники, кувшины, кумганы, блюда, молочники, масленки, чашки, вазы, солонки, тарелки, скульптурные фигурки людей, птиц, животных…
Слайд 18
Слайд 19
Голубая сказка
И светлеет вода родниковая, И дыхание ветра свежей. Расцветает Гжель васильковая, Незабудковая Гжель. Рядом с осинками в синих косынках Синие гроздья на синих рябинках, Синие зори и синие птицы, — С этой красою ничто не сравнится.
Каждый элемент росписи – не копия реального мотива, а декоративно-переработанный, стилизованный, главное здесь – фантазия.
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25
Основные мотивы росписи – травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы.
Разнообразны и технические приемы работы: четкие мазки лепестков и листьев темно-синего цвета или мазки с мягкими размытыми краями наносят всей кистью, обильно насыщенной краской, с разным нажимом, концом кисти наносят жилки, штриховку и прихотливо изогнутые стебельки и усики. Кистью, смоченной краской с одной стороны, поворотом вокруг черенка получают «мазок с тенями».По синему фону пишут только золотом.
Слайд 26
Рисование птицы
Душу, гжельскою белой глиною, Вдруг поманит судьба-кудесница… И взмахнёт кистью с краской синею, И распишет всё тонкой линией… И всё сбудется… и всё слепится… …В нужном времени… в нужном месте ли – Пусть Душа вдруг не закачается… Пусть на белом, небес известием, Синей птицы счастливой песнею – Роспись гжельская проявляется! Любовь к своему искусству, трудолюбие и талант мастеров Гжели вновь вызвали из небытия древние символы счастья и мечты о прекрасном –синих птиц – и одухотворили ими узоры и мир вещей человека.
Слайд 27
Практическая работа Украшение пасхального яйца
Пасхальное крашеное яйцо в русской культуре означает новую жизнь, возрождение. Христос воскрес Сам и воскресит каждого, кто поверит Ему и будет любить людей так же, как любил Он. Мария Магдалина пришла с этой вестью к римскому императору Тиберию. Она ничего не имела, пришла с простым куриным яйцом. Яйцо всегда было символом жизни: в крепкой скорлупе находится скрытая от глаз жизнь. Когда Мария стала говорить Тиберию о том, что Иисус Христос вырвался из смертельных оков и воскрес, император только рассмеялся: «Это так же невозможно, как твоему белому яйцу превратиться в красное». И не успел Тиберий закончить фразу, как яйцо в руках Марии Магдалины стало совершенно красным.
Слайд 28
Лети птица, лети…
Самое главное в обычных и сказочных птицах то, что они умеют летать. Этой способности птиц люди завидовали с древних времен, и потому сказочные птицы очень часто являются отражением мечтаний человека о том, что ему недоступно.
Слайд 29
Спасибо за урок
Сегодня просыпается земля, И тайной одеваются поля. Весна идёт она полна чудес! Христос воскрес! Воистину воскрес! Природа нежным трепетом полна, И птицы вьются в синеве небес, Нарушена сегодня тишина: Христос воскрес! Воистину воскрес! Шумит теперь зелёная трава, Ей вторит старый полной тайны лес И ветер шепчет нежные слова: «Христос воскрес! Воистину воскрес!»
Источник