Жар-птица
Реконструкция Андриса Лиепы (1994)
Декорации и костюмы Анны Нежной, Анатолия Нежного
на основе оригинальных эскизов Александра Головина, Льва Бакста и Михаила Фокина
Художник по свету – Владимир Лукасевич
Адаптация света на сцене Мариинского-2 – Егор Карташов
Краткое содержание
Среди скал, на горе, стоит замок злого царя Кащея Бессмертного. Чтобы никто не проник к Кащею, не похитил из замка его пленных красавиц царевен, чтобы никто не украл золотых плодов из волшебного сада, замок обнесен золотою резною решеткой, а сад – высокой каменной стеною.
Жар-птица летает по саду. Иван-Царевич в погоне за птицей проникает в сад через высокую каменную ограду.
В глубине сада видит Иван целый забор из окаменелых витязей. Это юноши, проникшие в страшное царство, чтобы освободить, чтобы спасти своих невест, похищенных злым Кащеем. Все они погибли, все стоят недвижными камнями, мохом обросли. Но забывает об этих ужасах Иван-царевич, ослепленный Жар-птицей. Сперва он хочет подстрелить ее, а потом решает поймать живьем. Когда Жар-птица подлетает к дереву с золотыми яблоками и начинает клевать их, ловит ее царевич. Трепещет, бьется в руках его птица, молит отпустить. Царевич держит крепко, не пускает. Но птица-дева так жалобно просит, так стонет, что доброму Ивану становится ее жалко. Выпускает он птицу на волю, а она за это дарит ему огненное перо. «Оно тебе пригодится», – говорит Жар-птица и улетает. Прячет перо за пазуху царевич и уже хочет уйти, лезет через забор, но открываются двери в замке и появляются двенадцать прекрасных царевен, а за ними самая красивая – царевна Ненаглядная Краса. Тайком от злого царя, при свете луны выбегают ночью они в сад порезвиться, с яблоками поиграть, не видят девушки царевича, яблоками перебрасываются, смехом заливаются. Залетело яблочко царевны Ненаглядной Красы в куст. Она за ним, а из куста царевич выходит, кланяется, яблочко подает. Пугаются девушки, отбегают. Но уж очень красив царевич, и учтив, и скромен. Полюбился он девушкам, а особенно – Ненаглядной Красе, и принимают они его в свои игры-хоровод. Не замечают, как наступает рассвет.
Светлеет. Переполошились девушки, убегают в замок. Царевич за ними. Но Ненаглядная Краса останавливает его, предупреждает, что ждет его гибель, если пройдет он через золотые ворота, закрывает их и убегает. Но царевич так полюбил, Ненаглядную Красу, что решает проникнуть за нею, ничего не боится. Как только он разрубает ворота своей саблей, раздаются волшебные трезвоны, все царство просыпается, и из замка, по горе катятся всякие страшилища, слуги Кащея. Хватают царевича. Силен Иван, стряхивает с себя гадов, но несметная сила поганого царства облипает его, одолевает. Появляется сам Кащей, старый, страшный. Зовет Ивана к допросу. Смиряется царевич, шапку снимает, но как увидел противную рожу колдуна, не выдержал – плюнул. Взвизгнуло, зарычало все поганое царство. Ставят царевича к стене. Выбегает царевна, просит царя простить Ивана, но Кащей начинает его уже в камень превращать. Погиб бы Иван, да вспомнил о пере огненном. Хватает перо, машет, и прилетает ему на помощь Жар-птица. Всех она ослепляет, всех крутит, в пляс бросает. Пляшут уроды, удержаться не могут. Сам царь Кащей пляшет. Всех до упаду уморила Жар-птица, на землю шлепнула, а потом плавно над ними, лежащими, в колыбельной колышется. С боку на бок поганые переваливаются, все с царем своим засыпают. Жар-птица подводит царевича к дуплу. В дупле – ларец, в ларце – яйцо, а в яйце – смерть Кащея. Достает царевич яйцо, жмет его – Кащея корежит; с руки в руку перебрасывает – Кащей со стороны в сторону летает; разбивает яйцо о землю – Кащей рассыпается.
Исчезает поганое царство. На месте его город христианский вырастает, замок в храм превращается. Каменные витязи оживают. Каждый из них находит свою невесту – царевну, ту, за которой к страшному Кащею проник, за которую лютую смерть принял. Находит и Иван-царевич свою возлюбленную, царевну Ненаглядную Красу. Объявляет ее своей женой – царицей освобожденного царства. Михаил Фокин
С этого балета началась карьера Игоря Стравинского. Первый заказ на сочинение, дебют на театральной сцене и сразу шумное внимание к дебютанту. Никому не известный начинающий композитор после парижской премьеры «Жар-птицы» встал в один ряд с главными ньюсмейкерами передового европейского искусства. Счастливый билет – предложение написать балет для «Русских сезонов» – Стравинский получил от Дягилева, не дождавшегося к назначенному сроку партитуры от проверенного в русской сказочной теме композитора Лядова. А веру в начинающего Стравинского чуткому на таланты импресарио вселило знакомство с его Фантастическим скерцо для симфонического оркестра, музыка которого «горела, пылала, бросала искрами», как вспоминал хореограф Фокин, задумавший «огневой образ» Жар-птицы. Стравинский сочинял музыку балета по уже готовому либретто, выполняя пожелания ясно видевшего будущий спектакль Фокина. Сочная красочность тем Жар-птицы, русская женственность хоровода царевен и ритмическое буйство «Поганого пляса Кащеева царства» рождались в совместных обсуждениях композитора, хореографа и художников спектакля, Головина и Бакста. В 1910 году они сочиняли русскую сказку на экспорт и покорили ею Париж. А в России «Жар-птица» Стравинского впервые прозвучала только в 1921 году в авангардной постановке Федора Лопухова. Спектакль в хореографии Фокина, для которого и писалась партитура Стравинским, появился в репертуаре Мариинского театра лишь в конце ХХ века. Ольга Макарова
Источник
Жар птица театр стравинского
И. Стравинский балет «Жар-птица»
«Жар-птица» – это яркий и красочный балет И.Ф. Стравинского на сказочную тему, который был написан по заказу С.П. Дягилева для «Русских сезонов» . Основная часть либретто была создана талантливейшим балетмейстером М. Фокиным , однако, многократно вносились изменения, и для этого было привлечено много талантливых художников, писателей и даже знатоков словесности.
В основе сюжета «Жар-птицы» лежат русские сказки о Кощее Бессмертном, а также Иване-царевиче, Жар-птице и сером волке. Помимо этого, балетмейстер добавил хороводы плененных девушек из произведения Ф. Сологуба «Ночные пляски».
Краткое содержание балета Стравинского «Жар-птица» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
Действующие лица
Краткое содержание
Иван-царевич отправляется на поиски украденной невесты по имени Краса Ненаглядная. Он узнал, что она находится в замке Кощея Бессмертного. Отважный юноша находит это место и проникает внутрь. Там он встречает сказочную Жар-птицу, которая прилетела полакомиться золотыми яблочками. Иван-царевич не растерялся и схватил огненную птицу за хвост. Жар-птица стала просить отпустить ее на волю, что юноша и сделал. В знак благодарности, диковинная птичка помогла Ивану-царевичу одолеть Кощея, погибель которого таилась в иголке, спрятанной в яйцо. Как только со злодеем было покончено, развеялись его чары и Иван-царевич выпустил всех узников, в том числе и свою любимую невесту Красу.
Продолжительность спектакля |
I Акт |
50 мин. |
Интересные факты
- Удивительно, но с балетом «Жар-птица» связано много интересных фактов. Так, например, Игорь Стравинский – это третий по счету композитор, который приступил к написанию партитуры балета, так как два предыдущих – А. Лядов и Н. Черепнин не справились с этим заказом. В результате, Дягилев был вынужденно искать нового музыканта и выбор пал на Стравинского. Сам Игорь Федорович отмечал в своих мемуарах, что это было весьма лестное предложение, на которое он тут же согласился, несмотря на ограниченные сроки.
- Кстати о сроках, балет И. Стравинский закончил вовремя, однако, к заявленной дате все же не все было готово. Тогда Дягилев решил пойти на небольшую хитрость и, несмотря на заявленную «Жар-птицу», на сцене исполнялся номер из « Спящей красавицы», который был практически неизвестен парижской публике. Об этом обстоятельстве знали лишь близкие и люди, работавшие с Дягилевым.
- Партитура балета имеет посвящение Андрею, сыну Римского-Корсакова, так как Стравинский работал над своим произведением на даче у этого известного семейства.
- Музыка спектакля начинается очень необычно, с очень тихого и вкрадчивого звучания оркестра. Такой прием раскритиковал композитор Р. Штраус, заметив, что начинать произведение надо ярко, смело заявив о себе. Однако, Стравинский не стал ничего менять в партитуре.
- На первой премьере «Жар-птицы» случайно произошел конфуз. Дягилеву пришло в голову оживить спектакль и вывести на сцену лошадей. Животные, оказавшись в центре, начали ржать и совершенно не слушались. Все бы ничего, но одна из лошадок, видимо от большого страха, оставила после себя дурно пахнущую визитку, что вызвало бурный хохот у зрителей. К слову, в зале на тот момент собралась только фешенебельная публика, в числе которых было много знаменитостей.
- Тамара Туманова, некогда исполнявшая роль Жар-птицы в Мельбурне, поддерживала дружеские отношения с известными живописцами Пабло Пикассо и Марком Шагалом.
- Несколько эскизов костюмов для премьерной постановки разработал известный художник Л.С. Бакст.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Игорь Стравинский «Жар-птица»
- Симфоническая музыка
- Балет
- Классические балеты
- Баядерка
- Дон Кихот
- Жар-птица
- Жизель
- Корсар
- Лебединое озеро
- Ромео и Джульетта
- Спартак
- Эсмеральда
- Гаянэ
- Раймонда
- Петрушка
- Сильфида
- Весна священная
- Шопениана
- Медный всадник
- Красный мак
- Ярославна
- Кармен-сюита
- Марко Спада
- Светлый ручей
- Коппелия
Копирование материалов допускается только с ссылкой на страницу сайта
Copyright © 2020 soundtimes.ru. All Rights Reserved
Источник
- Классические балеты