Урок по окружающему миру во 2 классе на тему: «Живая и неживая природа»
Образовательные: актуализировать знания детей о природе, отличительных особенностях живой и неживой природы; создать условия обучающимся для умения на конкретных примерах раскрывать связь между неживой и живой природой в совместной учебно-познавательной деятельности.
Развивающие: развивать умение рассуждать, быть внимательными и активными; познавательный интерес; навыки исследовательской деятельности.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, дружелюбие, взаимопомощь, интерес к школе, самостоятельность в работе, интерес к предмету, любовнательность.
Здоровье сберегающие: соблюдение СанПиН; гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата); проведение физминуток.
Планируемые результаты:
Личностные: проявлять целостный взгляд на мир в многообразии и взаимосвязи объектов природы; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; осознавать личную ответственность за свои поступки по отношению к природе.
Формирование познавательных универсальных учебных действий: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте с выделением существенных и несущественных признаков; устанавливать причинно-следственные связи; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: принимать и сохранять учебную задачу; умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Предметные: различать объекты живой и неживой природы; называть признаки живых существ; устанавливать связи между живой и неживой природой
Тип урока: открытие новых знаний
Формы работы: фронтальная, работа в группах, в парах.
Основные образовательные ресурсы урока : учебник, проектор, презентация, раздаточный материал (фишки и карточки).
Содержательный компонент урока:
I. Организация начала урока.
У: Здравствуйте! Меня зовут Елена Михайловна, сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.
2) Проверка готовности к уроку.
У: Громко прозвенел звонок-
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
3) Мотивация к обучению и познанию.
У: Нас сегодня ждёт дорога,
Так возьмёмся, ребята скорее за работу,
Чтобы времени зря не терять.
II. Актуализация умений и знаний.
У: Приведите примеры того, что создано руками человека?
У: Что создано природой?
У: Какое отношение к природе можно назвать плохим? Приведите примеры
Д: Вырубать деревья, охота.
III. Мотивация учебной деятельности.
У: Сегодня мы отправимся в путешествие, а для того что бы узнать в какое путешествие, отгадайте загадку.
IV. Открытие новой темы. Целеполагание.
1) Работа по учебнику. (стр.23)
У: Сегодня на уроке мы начинаем работу по новому разделу. Прочитайте его название на странице 23.
У: Прочитаем, чему мы будем учиться в этом разделе.
Дети читают цели и задали изучения раздела.
1. Жёлтая тарелка на небе висит,
Жёлтая тарелка всем тепло дарит. (солнце)
Птичкам завтрак подавайте!»(петух)
Падать стал вдруг с неба лёд
После того как загадка отгадана, учитель показывает на слайде рисунок предмета, названного детьми.
У: Каким словом можно объединить все эти отгадки?
У: Это предметы природы. Прочитайте на слайде, чему вы будите учиться сегодня на уроке.
Д: Узнаем, какая бывает природа. Научимся различать объекты живой и неживой природы. Будем учиться находить связи между живой и неживой природой.
У: Люди стремятся узнать как можно больше о мире, в котором живут. Солнце и звезды, горы и реки, растения и животные – все интересует человека.
В результате долгих наблюдений за природой человек разделил все объекты природы на две большие группы: живую и неживую природу. На уроках в 1 классе вы выделяли признаки живых существ. Вспомним их.
Живая природа: растёт, умирает, питается, дышит, приносит потомство, развивается
V. Открытие новых умений, знаний.
1) Работа по учебнику с иллюстрациями. (стр. 24-25)
У: Зная эти признаки, выполним следующее задание. Откройте учебник на страницах 24-25. Рассмотрите рисунки. На какие две группы можно разделить всё, что изображено на рисунках?
Д: Живая и неживая природа.
У: Возьмите фишки красного и зелёного цветов. Красные фишки положите на изображения предметов, относящихся к неживой природе, а зелёные – на предметы живой природы. Объясните свой выбор.
Ученики работают в парах, проверяют работы друг друга.
У: Проверяем у друг друга и обсуждаем вместе.
У: Мы говорили, что существуют предметы природы. На какие 2 группы можно разделить все предметы, которые нас окружают?
Д: Живая и неживая природа.
У: Предлагаю вам игру «Живая и неживая природа».
Учитель раздаёт детям карточки красного и зелёного цветов.
У: Я буду называть предмет. Если он относится к неживой природе, то вы должны поднять красную сигнальную карточку, если к живой – зелёную.
Учитель называет 10 – 15 предметов. (З- растения, грибы, животные, человек; К- солнце, звезды, воздух, вода, камни)
VII. Открытие новых умений, знаний (продолжение)
4) Практическая работа учащихся в группах.
У: А теперь делимся на 4 группы. Каждая группа получает карточки с заданиями. На обсуждение и выполнение задания каждой группе даётся 5 минут. Затем работа проверяется.
Что относится к природе?
А) карандаши, тетради, парты, здание школы, дом, посёлок в котором ты живёшь, – всё это природа;
Б) человек, растения и животные, солнце, моря и океаны, космические корабли и пароходы, фабрики и заводы – всё это природа;
В) солнце, земля, воздух, вода, растения, грибы, животные, человек – всё это природа.
Приведите примеры предметов, относящихся к живой и неживой природе.
Что относится неживой природе?
А) человек, животные, растения, грибы;
Б) солнце, Земля, воздух, вода, человек и всё то, что сделано руками человека;
В) солнце, небо, облака, земля, камни, вода, дождь, снег.
Приведите примеры предметов, относящихся к живой и неживой природе.
Что относится к живой природе?
А) человек, животные, растения, грибы;
Б) солнце, земля, воздух, вода, человек, и всё, что сделано руками человека;
В) солнце, небо, облака, Земля, вода, камни, дождь, снег.
Приведите примеры предметов, относящихся к живой и неживой природе.
Чем отличаются живые существа от предметов неживой природы?
А) они дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают;
Б) они разговаривают, бегают и прыгают, смеются и плачут, растут, приносят потомство, умирают;
В) они двигаются, растут, приносят потомство, умирают.
Приведите примеры предметов, относящихся к живой и неживой природе.
У: Давайте проверим ваши ответы вместе.
5) Работа по учебнику. (стр.27)
У: Рассмотрите схему на стр.27. Что обозначают стрелки на этой схеме?
Д: Обозначают связи между живой и неживой природой.
У: Прочитаем вывод под схемой. Давайте посмотрим на некоторые такие взаимосвязи.
6) Работа с фрагментом кинофильма «О чем шелестели листья?».
У: Просмотрим фрагмент кинофильма «О чем шелестели листья?» и ответим на вопрос – какие связи между живой и неживой природой вы увидели?
У: Какие связи между живой и неживой природой вы увидели?
Д: Листья накормили зверей. Они помогли человеку вырастить плоды. Упав и сгнив, листья удобрили землю. Листья дали всем живым существам кислород.
VIII. Закрепление изученного материала.
У: Рассмотрите рисунок на стр.26. Обоснуйте, почему живая природа не может существовать без неживой.
Д: Животным нужна вода и солнце. Растениям нужна вода. Рыбам нужна вода.
IX. Подведение итогов урока. Рефлексия.
У: Достигли ли вы цели сегодняшнего урока?
У: Что нового для себя вы сегодня узнали сегодня на уроке?
У: Назовите, что относится к живой природе.
У: Назовите, что относится к неживой природе.
У: Поднимите сигнальную карточку зеленую, если вам понравился сегодняшний урок или красную карточку, если урок не понравился.
X. Информация о домашнем задании
У: Домашнее задание: стр. 27 ответить на вопросы устно. Нарисуйте рисунок объекты живой и неживой природы.
Источник
«Живая и неживая природа», урок окружающего мира. 2 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
УРОК №5 изучение темы «Живая и неживая природа» входит в раздел «Природа» по программе «Окружающий мир» А.А.Плешаков.
ТИП УРОКА: урок закрепления нового материала
ЦЕЛЬ УРОКА : формирование знаний о живой и неживой природе; раскрытие связи между неживой и живой природой.
- Дать учащимся первоначальное представление о живой и неживой природе; определить связи между живой и неживой природой.
- Развивать умение анализировать полученную информацию, наблюдательность, внимательность и кругозор учащихся.
- Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
1) учащиеся осознают ценность природы;
2) развитие понимания и сопереживания чувствам других людей;
3) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
2) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
3) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей
1) формирование уважительного отношения природе нашей страны;
2) научатся различать объекты живой и неживой природы;
3) освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, сравнение, классификация);
4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире на примере живой и неживой природы.
тест (для каждого ученика на отдельном листочке), солнышко, карточки с картинками объектов живой природы и неживой природы, учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» часть I, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» часть I, сигнальные карточки-кружки, цветные карандаши, фишки (красные, синие), листы с кроссвордами и ответами.
1.Самоопределение к деятельности.
На доске появляется солнышко, учитель просит детей улыбнуться друг другу и зачитывает весёлое стихотворение, создавая положительный психологический настрой учащихся.
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Умение слушать и понимать речь других
Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
3. Самоопределение к деятельности. Постановка проблемы
Использует тест «Природа и рукотворный мир».
Выдает листы с заданиями.
Организует самопроверку (ответы на закрытой доске) и самооценку.
1.Предлагает отгадать несколько загадок Муравьишки, по мере отгадывания вывешивает картинки:
-Не по рыбам, а сети расставляет.(Паук)
-У родителей и деток вся одежда из монеток.(Рыба).
-Ходит, спесь надуваючи.(Индюк).
-Без языка, а говорит, без ног, а бежит. (Ручей).
-По синему морю белые гуси плывут. (Облака).
-И тонок, и долог, а сядет – в траве не видать. (Дождь).
-Сам алый, сахарный, кафан зеленый, бархатный. (Арбуз).
2. Составить из первых букв отгадок слово.
— Прочитайте первые буквы отгадок. Какое слово получилось?
3. Затем из слов отгадок нужно составить две группы «Живая природа» и «Неживая природа».
-Вернемся к нашим отгадкам. На какие группы их можно поделить?
Во время выполнения данного задания у детей может возникнуть затруднение в какую группу нужно отнести тот или иной объект. Поэтому вместе с учащимися называем признаки сначала живой природы, а затем неживой.
Перед учениками возникает проблемный вопрос: может ли живая природа существовать отдельно от неживой природы?
-Предположите, о чем будем говорить на уроке?
-Что привлекло ваше внимание? Что захотелось изучить?
Самопроверка и самооценка смайликами.
Источник