Из школьной программы я помню, изучали мы, что бывает природа живая и неживая. Дадим краткое определение каждой природе, чтобы отнести к той или иной категории интересующее нас.
Все, что питается, дышит, развивается и растет — это живая природа. То, что не обладает этими способностями, называется — неживая природа. К неживой относят: почву, звезды, камни, воду, воздух и так далее.
Как мы знаем, трава, цветочки, деревья, кустарники и грибы имеют способность расти и развиваться, а значит их смело можно относить к живой природе.
В природе, как мы знаем, все взаимосвязано, в том числе и живая природа с неживой, если не будет одной, то погибнет другая.
Например, растения питаются водой. Здесь живая природа зависит от неживой. Почва — это отмершие растения, здесь неживая природа образовалась из живой.
Источник
Оглянитесь вокруг. Как красиво! Ласковое солнышко, голубое небо, прозрачный воздух. Природа украшает наш мир, делает его радостнее. А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое природа?
Природа – это всё, что нас окружает, но при этом НЕ создано руками человека: леса и луга, солнце и облака, дождь и ветер, реки и озёра, горы и равнины, птицы, рыбы, звери, даже сам человек относится к природе.
Природа делится на живую и неживую.
Живая природа: животные (в том числе звери, птицы, рыбы, даже черви и микробы), растения, грибы, человек.
Неживая природа: солнце, космические объекты, песок, почва, камни, ветер, вода.
Все объекты живой природы:
— растут,
— питаются,
— дышат,
— дают потомство,
а еще они рождаются и умирают.
В неживой природе все наоборот. Её объекты не способны расти, питаться, дышать и давать потомство. Тела неживой природы не умирают, а разрушаются или переходят в другое состояние (пример: лед тает и становится жидкостью).
Частью какой природы является подсолнух? Подсолнух рождается — из семечка проклевывается росточек. Росток растёт. Корни достают из земли питательные вещества, а листья из воздуха берут углекислый газ — подсолнух питается. Растение дышит, поглощая из воздуха кислород. Подсолнух дает семена (семечки) — значит он размножается. Осенью он засыхает — умирает. Вывод: подсолнух — часть живой природы.
Человек рождается, растет, ест, дышит, заводит детей, умирает, значит нас тоже можно смело отнести к живой природе. Человек — часть природы.
Луна, Солнце, родник, камни не растут, не питаются, не дышат, не дают потомство, значит это тела неживой природы.
Снеговик, дом, машины сделаны руками человека и не относятся к природе.
Но существуют и тела неживой природы, которые обладают отдельными признаками живых организмов.
Например, кристаллы рождаются, растут, разрушаются (умирают).
Река рождается из таяния ледника, растет, когда в нее впадают мелкие речки, она умирает, впадая в море.
Айсберг рождается, растет, движется, умирает (тает в теплых морях).
Вулкан рождается, растет, умирает с прекращением извержений.
Но все они НЕ питаются, НЕ дышат и НЕ дают потомство.
Если сломать кусочек мела пополам, получится 2 кусочка мела. Мел остался мелом. Мел — предмет неживой природы. Если сломать деревце или разделить на части бабочку, они погибнут, потому что дерево и бабочка — предметы живой природы.
В начальной школе возникают трудности в определении принадлежности предмета не только к живой и неживой природе, но и к природе вообще. Сможете ли вы правильно выполнить задание?
Найдите группу, в которой все предметы относятся к неживой природе:
а) солнце, вода, земля, камни.
б) луна, воздух, луноход, звёзды.
в) лёд, земля, вода, корабль.
Правильный ответ а). Луноход и корабль не относятся к неживой природе, они не относятся ни к какой природе, потому что созданы руками человека.
Несомненно, живая и неживая природа связаны между собой. Давай убедимся вместе.
Например, СОЛНЦЕ: без тепла и солнечного света не смогут жить ни человек, ни растения, ни птицы, ни даже рыбы.
Продолжаем убеждаться дальше. ВОДА: без неё погибнет всё живое. Ни человек, ни животные не могут жить без воды, растения тоже засохнут и погибнут.
Продолжаем. ВОЗДУХ. Все живое дышит. И никто не может без него жить.
И, наконец, ПИЩА. Человек питается разными предметами живой природы: растениями, грибами и продуктами, которые он получает от животных.
С другой стороны, живые организмы тоже неизменно влияют на объекты неживой природы. Так, микроорганизмы, рыбы и животные, обитающие в воде, поддерживают ее химический состав; растения, умирая и сгнивая, насыщают почву микроэлементами.
На основании наших с вами наблюдений мы делаем вывод, что вся наша жизнь тесно связана с природой.
Человек многому учится у природы и даже создает предметы, похожие на природные объекты. К примеру, наблюдая за стрекозой, человек создал вертолет, а птицы вдохновили на создание самолета. В каждом доме есть искусственное солнышко — это лампа.
Природа – это всё, что нас окружает и не сделано руками человека. Природа имеет две формы: живая природа и неживая природа. Живая и неживая природа тесно связаны между собой, потому что всё живое дышит воздухом, всё живое пьёт воду, человек не может жить без пищи, а пищу нам дают животные и растения. Природа — наш дом. Человек должен беречь и охранять его, разумно использовать природные богатства.
Источник
Живая и неживая природа — тема сегодняшнего урока. Разберем признаки, приведем примеры, найдем взаимосвязи между живой и неживой природой.
Оглянись вокруг и посмотри, что тебя окружает? Вместе с человеком на земле живут звери, рыбы, птицы, насекомые, растут деревья и цветы. В небе мы видим Солнце, Луну, звезды и планеты. Есть вода, земля, горы, воздух. Все это и есть природа.
Природа — это все то, что существует вокруг нас, кроме того, что создано человеком. К природе не относятся: дом, стол, стул, посуда, книга, одежда и т. д. (все это сделано человеком).
Природу делят на живую и неживую. Сейчас разберем более подробно.
Вся живая природа рождается, растёт, чувствует, дышит, питается, размножается. Человек — это частичка живой природы. Также к живой природе относятся звери, рыбы, птицы, насекомые, цветы, кустарники, деревья, грибы. Можно привести огромное количество примеров живой природы. Назовите свои примеры.
В природе, как мы уже говорили, есть вода, воздух, песок, почва, камни, горы, планеты, звезды. Все это относиться к объектам неживой природы. Неживая природа не имеет признаков живой природы. Пример: камень не рождается, не растет, не дышит, не питается, не чувствует, не дает потомства (относится к неживой природе).
ПРИЗНАКИ | ЖИВАЯ ПРИРОДА | НЕЖИВАЯ ПРИРОДА |
рождается | да | нет |
растет | да | нет |
дышит | да | нет |
ест | да | нет |
чувствует (реагирует на изменение окружающей среды) | да | нет |
размножается (дает потомство) | да | нет |
Живая и неживая природа тесно взаимосвязаны между собой. Живая природа не может существовать без неживой.
Приведем примеры:
Назовите свои примеры взаимосвязи живой и неживой природы.
Для закрепления материала предлагаем вам пройти тесты. Всего тестов 10. Нужно выбрать один правильный ответ. Результат можно посмотреть сразу после прохождения.
Если Вам была полезна наша информация не забудьте оценить и оставить комментарий. По желанию подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и в других социальных сетях. )))
Источник