План-конспект урока окружающего мира на тему «Живая и неживая природа»
Цель: знакомство учеников с элементарными представлениями о природе в целом, о различиях и признаках живой и неживой природы.
· Дать учащимся первоначальное представление о природе в целом, о живой и неживой природе; определить связи между живой и неживой природой.
· Развивать умение анализировать полученную информацию, наблюдательность, внимательность и кругозор учащихся.
· Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, проектор, раздаточный материал
Тип урока: приобретение новых знаний
I. Организационный момент
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
– Я думаю, что радость, доброта и улыбка всегда помогают человеку. Так давайте, и наш урок сегодня начнется с улыбки. Ребята, улыбнитесь друг другу!
II. Сообщение темы урока
– Ребята, мы часто с вами произносим такую фразу: «Какая природа, какая красота» или
«Я был на природе».
– А что такое природа? Вот сегодня на уроке мы и будем искать ответ на этот вопрос. А так же узнаем, что относится к живой и неживой природе.
I II . Работа по теме урока
– Посмотрите на доску. Что вы там видите? (Различные картинки).
– На какие две группы можно разделить все предметы? (Первая группа – то, что создано руками человека, вторая группа – то, что создано природой)
– На доске мы получаем:
1 группа – зонт, мяч, книга. Эти все предметы созданы руками человека.
2 группа – медведь, звезды, солнце, цветок, камни, вода, бабочка, сосулька, дети, дерево.
Все это создано природой. Убираем картинки, на которых изображены предметы, созданные человеком.
Делаем вывод: все то, что не создано руками человека и мы сами, называется природой.
– Ребята, на какие еще две группы можно разделить все оставшиеся картинки? (На живое и неживое)
Живая природа : Неживая природа:
дерево камни
медведь звезды
бабочка вода
дети солнце
цветок сосулька
I V. Физкультминутка
Добрый лес, старый лес. (Широко разводим руки в стороны)
Полон сказочных чудес! (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Мы идём гулять сейчас и зовём с собою вас! (Ходьба)
Ждут нас на лесной опушке птички, бабочки, зверюшки! (Присесть. Медленно поднимаемся, повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Мышка тихо идёт, в норку зёрнышко несёт. (Мягкий пружинистый шаг, спина слегка прогнута вперёд, «лапки» перед грудью)
А за мышкой шёл медведь, да как начал он реветь: «У-у! У-у! Я вразвалочку иду!». (Руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса. Ноги на ширине плеч. Переступание с ноги на ногу. Раскачивание туловищем из стороны в сторону)
А весёлые зайчата – длинноухие ребята – прыг да скок, прыг да скок, через поле за лесок! (Прыжки, ладошки прижать к голове, изображая «ушки на макушке»)
Вот лягушка по дорожке, скачет, вытянувши ножки. (Прыжки на месте)
Птички в гнёздышках проснулись, улыбнулись, встрепенулись: «Чик-чирик, всем привет! Мы летаем выше всех!(Лёгкий бег на месте: птички чистят крылышки, машут хвостиком – руки сзади)
До свидания, старый лес. Полон сказочных чудес! (Помахивание рукой. Повороты вправо-влево с вытянутыми руками. Ходьба)
Подружились мы с тобой, нам теперь пора домой!
V. Беседа по теме урока
– Ребята, а чем отличается живая природа от неживой? (Живое может двигаться)
– Правильно, все живое двигается. Даже растения. Они способны поворачиваться по направлению к свету, сворачивать и разворачивать свои листья или цветы.
На проекторе появляется первый признак жизни – движение.
– Что еще отличает живое от неживого? (Живое растет)
– Я с вами согласна. Любой живой организм способен к росту и развитию. Из отростка вырастает дерево, из семечки – растение, из ребенка – взрослый человек.
На проеторе появляется второй признак жизни – рост.
– А что нужно обязательно живому организму для роста и развития? (Питание)
– Питаются и растения, и животные, и человек. Третий признак жизни – питание.
– А что будет, если лишить все живое питания? (Оно погибнет)
– Некоторые растения погибают при наступлении зимы. Со временем умирают не только растения, но и животные, и люди растут, взрослеют, старятся и умирают. Следующий признак жизни – смерть.
– Ребята, а почему, если живые организмы погибают, до сих пор существует жизнь на Земле? (Растения, животные и люди рождаются вновь)
– На Земле постоянно появляются и рождаются новые живые существа.
– Поэтому пятый признак жизни – размножение.
– Ребята, посмотрите на доску. Какие самые главные признаки необходимые для жизни мы с вами выделили? (Движение, рост, питание, смерть, размножение).
– Давайте проверим, обладают ли всеми этими признаками предметы нашей живой природы: дерево, медведь, бабочка, дети, цветок. (Учащиеся проверяют. Например: дерево – растет, питается, обладает движением (листочки сворачиваются, распускаются), размножается, умирает. Следовательно, оно относится к живой природе и т.д.)
VI. Закрепление изученного.
1. Какое выражение правильно? Природой называют все то,
А) что окружает человека;
Б) что сделано руками человека;
В) что окружает человека и не сделано его руками.
2. К живой природе относится:
А) солнце;
Б) лягушка;
В) камни.
3. К неживой природе относится:
А) звезды;
Б) грибы;
В) растения.
4. Исправь ошибки (зачеркни лишнее слово): растения, грибы, животные, вода, человек – это живая природа.
5. Исправь ошибки (зачеркни лишнее слово): солнце, растения, звезды, вода, камни – это неживая природа.
VII . Подведение итогов урока
– Что нового для себя вы сегодня узнали сегодня на уроке?
– О чём сможете рассказать дома родителям?
– Назовите, что относится к живой природе.
– Назовите, что относится к неживой природе.
VIII . Домашнее задание
– В тетрадях на дома вы сможете выполнить интересное творческое задание. Каждый из вас может побыть исследователем и ответить на вопросы:
· Какая связь между живой и неживой природой?
– Спасибо всем за работу! Урок окончен.
Источник
Конспект урока окружающего мира на тему «Живая и неживая природа» (1 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Цель: познакомить с классификацией объектов природы по их характерным признакам.
- различать объекты живой и неживой природы;
- развивать умение анализировать полученную информацию, развивать наблюдательность, внимательность и кругозор учащихся;
- воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
1) проявлять доброжелательность, доверие, внимательность, помощь;
2)выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
3) применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека.
1) Осуществление учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
2) постановка и обсуждение вопросов
3)умение с достаточной полнотой и точностью выражать и обосновывать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
1) общеучебные универсальные действия (поиск и анализ необходимой информации; использование знаково-символических средств);
2)логические (анализ, синтез , доказательство, классификация, выбор оснований и критериев для сравнения);
3)использование адекватных способов решения проблем.
-Мы радуемся новым открытиям человечества.
-Кто из вас желает научиться открывать новые знания?
Тогда давайте отправимся в увлекательное путешествие.
А вот куда, попробуйте догадаться сами.
2. Актуализация опорных знаний
2.1 Послушайте стихотворение
— О чем мы будем говорить на уроке? (о природе)
— Что вы знаете о том, что такое природа? (все, что нас окружает и не сделано руками человека)
2.2 Работа на рабочем листе
— Проверьте свои знания. В каждом ряду найдите «четвертый лишний» рисунок, зачеркните.
— Проверка. Самооценка. («+» на полях, если выполнено правильно)
3. Самоопределение к учебной деятельности.
Формулировка темы урока. Постановка цели и задач урока.
3.1 Работа с предметными картинками на доске
— Как одним словом можно назвать то, что изображено на картинках? (Природа)
— Разделите объекты природы на 2 группы. Дайте название каждой группе.
(на доске предметные картинки с объектами живой и неживой природы)
— Назовите тему сегодняшнего урока. (Живая и неживая природа).
На доске появляется кластер «Природа»
— Все ли мы знаем о природе?
— Что бы вы хотели узнать на уроке? (Признаки живой природы)
— Как вы думаете, почему это надо знать? (Беречь все живое на Земле)
4. Осознанное выполнение различных действий для выявления и освоения способов решения учебных задач
4.1 Работа с кластером и объектами живой природы.
— Рассмотрите рисунки, назовите объекты живой природы, попробуйте аргументировать свое мнение.
(По ходу рассуждений на доске появляются опорные слова для кластера)
Рождаются (размножаются) – курица и цыплята.
— А если я разломаю кусочек мела, он ведь тоже «размножится» на множество мелких кусочков, это значит, что «родились» новые мелки?
(Разломайте мел, раздробите любой камень. Мел остался мелом, камень – камнем. Изменились только их размеры.)
— А что будет, если сломать деревце, цветок? Значит, живое может погибнуть? А камень может погибнуть?
(Травинка, деревце, жучок или зверек сразу погибнут, если их сломать.
Этот бутон уже никогда не расцветет!)
Растут – маленькие, большие деревья
Раз — подняться, подтянуться,
Два — согнуться, разогнуться,
Шесть – на место тихо сесть.
Что делает человек , когда делает вдох, выдох? (дышит)
— Дыхание растений можно хорошо увидеть под водой. При дыхании образуются пузырьки.
— Как питается хищная птица?
Стареют и умирают – трава, человек.
5.1 Работа на рабочем листе.
-Закрасить кружочки рядом с картинкой: живая природа –зеленым цветом, неживая природа- синим.
6. Работа с интерактивной доской.
6.1 Интерактивная игра «Живое -неживое».
7. Физминутка -игра «Живое- неживое
— Если тот объект, о котором я буду говорить – живой, то вы хлопаете в ладоши, если неживой – то сидите тихо, как будто замерли.
2. Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)
3. Ну-ка, кто из вас ответит:
И не пекарь, а печет. (Солнце)
4. Ну-ка, кто из вас ответит:
И не пекарь, а печет. ( Вода)
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы. ( Гриб)
8. Включение нового знания в систему знаний и повторения.
-Самостоятельно распределите объекты в 2 столбика.
Какой объект вы не распределили? Почему?
-что я знал…, (Что такое природа)
-что узнал…, (Признаки живой природы)
— Посчитайте плюсики на полях. Всё ли у вас получилось?
Предварительный просмотр:
Фамилия, имя______________________________ Класс 1 В Дата ______________
1. В каждом ряду найди и зачеркни лишнюю картинку
2. Что из нарисованного относится к живой природе, а что к неживой. Раскрась кружки: живая природа – зелёным цветом, неживая природа – голубым.
3. Распредели объекты в два столбика. Какой объект ты не поместил ни в один столбик? Зачеркни его.
Объекты: песок, звезда, лимон, собака, стол.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира «Ты и твои друзья» ( 1 класс)
Конспект урока окружающего мира «Ты и твои друзья» ( 1 класс) Образовательная система «Школа 2100».
Конспект урока окружающего мира по теме: «Солнечная система» 4 класс
Тема урока: «Что входит в Солнечную систему».
Конспект урока окружающего мира по теме «Новое время» 4 класс
Урок разработан в соответствии с ФГОС. По типу уроков является проблемным.
Конспект урока окружающего мира «Какие бывают животные?» во 2 классе
Урок способствует воспитанию экологического мышления и поведения. На уроке работа организована в группах и в парах. Урок в системе уроков по УМК «Перспктива» ФГОС НОО. Присутс.
Конспект урока окружающего мира по теме «Разнообразие животных» (3 класс)
Развивать знания детей об основных группах животных: насекомых, рыбах, земноводных, пресмыкающихся, птицах и млекопитающих.Расширить знание детей о разнообразии животных, познакомить с червями, ракооб.
Конспект урока окружающего мира «Родина- что это значит?», 2 класс, УМК Начальная школа 21 века
Конспект урока окружающего мира по теме:»Царства живой природы».
В игровой форме дети знакомятся с царствами живой природы и их представителями. Выполняя занимательные задания, ребята закрепляют полученные знания.
Источник