Технологическая карта урока_география) Тема: Введение. Природа живая и неживая (5 класс)
Сформировать понятия: «живая природа», «неживая природа», «явления природы».
Сформировать представления о мире, в котором мы живем, об уникальной планете Земля и о науке географии.
Развивать познавательный интерес к предмету.
Образовательные
ресурсы
Проектор, экран, атласы, компасы, блюдечко с водой, иголка, магнит, листочек бумаги в виде листика, спил дерева.
1. Мир живой и неживой природы.
Проблемное обучение, информационно-коммуникативная, групповая, здоровьесберегающая, обучение в сотрудничестве, исследовательская.
Методы и формы
обучения
Методы: Объяснительно — иллюстративный, эвристическая беседа
Формы: индивидуальная, групповая
Планируемые результаты
Знакомство с учебником. Изучение и анализ иллюстраций. Называть характерные черты живой природы, приводить примеры тел живой и неживой природы.
Объяснять значение понятий: «природа», «явления природы».
Уметь ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; выделять главное, существенные признаки понятий; участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами; словарях; составлять описания объектов; составлять простой план; работать с текстом и нетекстовыми компонентами; оценивать работу одноклассников.
Обладать ответственным отношением к учебе; опытом участия в социально значимом труде; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; основами экологической культуры.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Деятельность учителя и учащихся
Дети с ОВЗ, инклюзия на уроке
I. Мотивация
к учебной деятельности. Формулирование темы урока, постановка цели
Я вам предлагаю послушать стихотворение и озаглавить его («Русская природа» Всеволод Рождественский)
Ты у моей стояла колыбели,
Твои я песни слышал в полусне,
Ты ласточек дарила мне в апреле,
Сквозь дождик солнцем улыбалась мне.
Когда порою изменяли силы
И обжигала сердце горечь слез,
Со мною, как сестра, ты говорила
Неторопливым шелестом берез.
Не ты ль под бурями беды наносной
Меня учила (помнишь те года?)
Врастать в родную землю, словно сосны,
Стоять и не сгибаться никогда?
Гляжусь в твое лицо — и все былое,
Все будущее вижу наяву,
Тебя в нежданной буре и в покое,
Как сердце материнское, зову.
И знаю — в этой колосистой шири,
В лесных просторах и разливах рек —
Источник сил и все, что в этом мире
Еще свершит мой вдохновенный век!
Подумайте, чему будет посвящён наш первый урок по географии. Отвечают на вопрос
Мы с вами будем знакомится с природой нашей планеты Земля.
1. Мир живой и неживой природы.
III. Изучение нового материала
Земля-это уникальная планета. В чём её уникальность, как вы думаете?
Правильно, уникальность её в том, что только на планете Земля есть жизнь.
На нашей планете есть все условия для жизни. Какие?
— Посмотрите на картинки стр. 5 учебника. Изображённые объекты относятся к природе?
— Посмотрите внимательно и попробуйте классифицировать (разделить на группы) изображённые объекты природы.
ПРИРОДА
— Какие объекты живой природы приведены на картинке? Чем они отличаются? (размерами, строением)
— Живые организмы разные. Но что же их объединяет? Что у них у всех общего?
( они дышат, питаются размножаются, растут).
— Что относится к неживой природе. Приведите примеры. (Реки, горы, воздух, почва, океаны.)
Задание: выполните задание № 2, 3 в РТПО (рабочая тетрадь с печатной основой) стр. 3 (Проверка)
– Как связаны между собой живая и неживая природа?
Задание: Прочитайте текст учебника на стр. 6-7. И устно выполните задание № 4 в РТПО
(Вывод. Объекты неживой природы являются средой обитания для живой природы)
Окружающая нас природа изменяется или находится в неизменном виде?
Природа постоянно меняется в результате происходящих в ней процессов. Что же это за процессы?
Задание: Прочитайте определение на стр. 8 и запишем определение в задании № 5 в РТПО или в словарь (у кого нет рабочей тетради)
– Какие изменения могут происходить в неживой природе? (Дождь, ветер, смена дня и ночи…)
– Как называются такие явления? (Физические)
– Какие изменения могут происходить в живой природе?
(Листопад, изменение окраски меха у некоторых животных…) – Как называются такие явления? (Биологические)
Задание: Чтобы ответить на эти вопросы, прочитайте текст на стр. 8 2 абзаца и выполните задание № 6 в РТПО
Человек тоже относится к природе. Значит и он оказывает влияние на природу.
– Какое влияние на природу оказывает человек? Он может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на природу. Приведите примеры каждого влияния человека на природу. Рассмотрите рис. на стр. 9 учебника. Как влияет на природу человек?
Задание: прочитайте текст на стр. 10 первый абзац.
-Какая наука поможет ответить на эти вопросы? (география, нам нужны знания о Земле, о природе, о связи человека и природы.)
Сафарова Н. — карточка № 1 «Свойства живой природы»
Источник
Живая и неживая природа
презентация к уроку по географии (5 класс)
Природа — это все, что нас окружает, за исключением того, что создал человек.
Признаки живой природы- Питаются, рождаются, растут, дышат, размножаются, умирают
Признаки неживой природы Не дышат, не питаются, не растут, не размножаются, не умирают
Запишите в тетради примеры живой и неживой природы ПРИРОДА ЖИВАЯ _________ _________ __________ НЕЖИВАЯ __________ __________ ___________
Взаимосвязь живой и неживой природы
Взаимосвязь живой и неживой природы
Взаимосвязь живой и неживой природы
э то процессы, происходящие в природе и изменяющие её. Явления природы- Физические явления Биологические явления
Запишите в тетради примеры физических явлений природы. (обсудите с соседом по парте)
Как живые организмы приспособились к физическим явлениям природы?
Запиши в тетради примеры биологических явлений природы.
Разрушительные явления природы
Разрушительные действия природы
Запиши в тетради примеры разрушительных явлений природы.
Влияние человека на Земл ю
К ак человек влияет на изменение облика Земли? Примеры запишите в тетради.
Домашнее задание: 1. Подготовить пересказ § 1, рабочая тетрадь.с.3-5, выполнить все задания 2. Письменно в тетради ответить на вопрос «Что вы можете сделать, чтобы сохранить живую природу?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок природоведения по теме «Живая и неживая природа»
Урок природоведения по теме «Живая и неживая природа » разработан по технологии развития критического мышления, предназначен для обучающихся 5 класса.
Урок природоведения по теме «Единство живой и неживой природы.»
Урок природоведения по теме «Единство живой и неживой природы» разработан для учащихся 5 класса по технологии развития критического мышления.
Развёрнутый план открытого урока «Массы тел в живой и неживой природе»
Взаимодействие разных тележек (опыт). Различные скорости таких тележек после взаимодействия. Большая скорость после взаимодействия у тележки с меньшей массой и наоборот.
Презентация для 8 класса по теме «Информация и информационные процессы в живой и неживой природе»
Презентация для 8 класса по теме «Информация и информационные процессы в живой и неживой природе» к учебнику Н.Д. Угриновича.
Световые явления в живой и неживой природе
презентация -сопровождение урока природоведения 5 класс по учебнику Сухова т.А., Строганов В.И.
Конспект открытого урока в 3 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида на тему «Живая и неживая природа»
Конспект открытого урока в 3 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида на тему «Живая и неживая природа».
УРОК1_Живая и неживая природа
В ходе этого урока учащиеся:выявят признаки живых организмовнаучатся сравнивать живые организмы от неживых телузнают, что живые организмы образованы другими веществами, не такими как неживые телапозна.
Источник
Презентация и конспект урока по географии на тему «Живая и неживая природа» (5 класс)
Цели и задачи: сформировать представления о мире, в котором мы живем, – об уникальной планете Земля и о науке «География»; развивать познавательный интерес к предмету.
Средства обучения. Физическая карта полушарий, атлас, учебник; презентация.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристическая беседа.
Новые понятия и термины: география, живая и неживая природа.
Земля – уникальная планета: из всех планет Солнечной системы только на ней существует жизнь. Объекты живой и неживой природы Земли тесно взаимосвязаны – они изменяют и дополняют друг друга. И вместе создают разнообразную и неповторимую природу Земли. Процессы, происходящие в природе и изменяющие ее, – явления природы – делятся на физические и биологические. Некоторые явления действуют разрушительно на живую и неживую природу. Огромное влияние на изменение облика Земли оказывает человек. Нередко по вине человека происходят техногенные катастрофы, т которых страдают люди и другие живые организмы, а также почва, вода и воздух. Все многообразие живых организмов, включая человека, составляет мир живой природы. Мир неживой природы – это море и океаны, равнины и горы, полезные ископаемые и воздух.
Как вам известно, явления — это изменения, происходящие с телами природы. В природе наблюдаются разнообразные явления. Светит Солнце, образуется туман, дует ветер, бегут лошади, из семени прорастает растение — это лишь некоторые примеры.
Повседневная жизнь каждого человека также наполнена явлениями, происходящими при участии рукотворных тел, например, едет автомобиль, нагревается утюг, звучит музыка. Посмотрите вокруг, и вы увидите и сможете привести примеры многих других явлений. Учёные разделили их на группы.
Различают биологические, физические, химические явления.
Биологические явления
Все явления, которые происходят с телами живой природы, т.е. организмами, называются биологическими явлениями. К ним относятся прорастание семян, цветение, образование плодов, листопад, зимняя спячка животных, полёт птиц.
К признакам физических явлений относятся изменение формы, размеров, места расположения тел и их агрегатного состояния. Когда гончар изготовляет из глины какое-либо изделие, изменяется форма. При добыче каменного угля изменяются размеры кусков горной породы. Во время движения велосипедиста изменяется размещение велосипедиста и велосипеда относительно тел, расположенных вдоль дороги. Таяние снега, испарение и замерзание воды сопровождаются переходом вещества из одного агрегатного состояния в другое. Во время грозы гремит гром и появляется молния. Это физические явления.
Согласитесь, что данные примеры физических явлений очень разные. Но какими бы разнообразными не были физические явления, ни в одном из них не происходит образование новых веществ. Физические явления — явления, во время которых новые вещества не образуются, но изменяются размеры, форма, размещение, агрегатное состояние тел и веществ.
Вам хорошо известны такие явления, как горение свечи, образование ржавчины на железной цепи, скисание молока и др. Это примеры химических явлений. Химические явления — это явления, во время которых из одних веществ образуются другие. Химические явления имеют широкое применение. С их помощью люди добывают металлы, создают средства личной гигиены, материалы, лекарства, готовят разнообразные блюда.
ЗАДАНИЕ: Станьте исследователями природы
Наблюдать за явлениями природы можно дома, в школе либо за городом и селом. Научный метод наблюдения предусматривает описание полученных результатов по определённому плану.
Проведите наблюдение за каким-либо явлением природы и опишите его по плану:
1. Дата, когда явление произошло (день, год, время).
2. Место, где происходило явление.
3. Тела природы, задействованные в явлении.
4. Изменения, отразившиеся на размерах, форме, цвете, местоположении тел.
5. Преобразование веществ во время явления.
Сделайте вывод, к какой группе можно отнести наблюдаемое вами явление. Подготовьте презентацию результатов наблюдения согласно плану. Посоветуйтесь с членами вашей семьи, как её лучше оформить.
Контрольные вопросы и задания:
1. Что составляет мир живой природы Земли?
2. Как живые организмы приспособились к физическим явлениям природы?
3. Вспомните, какие биологические явления природы вам приходилось наблюдать.
4. Как человек влияет на изменение облика Земли? Приведите примеры изменения природы человеком в вашей местности.
5. Что вы можете сделать, чтобы сохранить живую природу?
Домашнее задание: § 1, задания 1 – 4 в рабочей тетради.
Используя различные источники информации, подберите рисунки, фотографии, иллюстрирующие взаимосвязь объектов живой и неживой природы.
Источник