Память — это свойство только живых систем или также неживых?
Дак что есть память? Память она вокруг нас, она постоянно и присутствует всегда в самых мельчайших частицах. А хранится вся эта гиганская кладезь информации за всё время существования планеты в Торсионном поле Земли.
По кирпичам и камням древних строений смогли определить магнитные полюса Земли в древности, и доказать, что они находились не там где сейчас! + — 11 лет назад
Все зависит от того, что мы понимаем под памятью.
Если это материальный носитель, на котором записана/запечатлена определенная информация, как правило, с помощью определенной системы знаков, то ею обладают и неживые системы. Жесткий диск компьютера, магнитная лента, школьная тетрадь и так далее.
Если же памятью назвать способность системы самостоятельно и произвольно извлекать и воспроизводить эту информацию, то ею обладают лишь живые системы, поскольку это волевой акт, а неживые системы ни волей, ни сознанием не обладают.
«Память» сплавов, о которой говорят — такое же условное явление, как и «память» компьютера. Мы пользуемся этими выражениями для удобства, но на самом деле ни о какой памяти тут речь идти не может. Ни металл, ни компьютер ничего не помнят, они лишь хранят информацию, которую мы на них определенным образом записали, а потом воспроизвели.
«Память» геологических пластов, воды, древних руин и другие подобные «феномены» — подмена понятий. Это не память. Это следы событий, отпечатки, которые мы можем (или не можем) увидеть, прочесть и интерпретировать. Ведь в этом смысле и у грунтовой дороги есть память, коль мы можем определить, кто по ней ехал и ходил.
О прочей мистике говорить не буду, нет смысла.
Источник
6. 1.2. Память в живой и неживой природе.
В неживой природе память принадлежит самой структуре вещества.
Если вы отшлифовали камень или стекло, то они «запомнят» своё новое качество. Так же «запомнит» свою новую форму распиленное на куски дерево.
В живой природе память сосредоточена в специальных элементах клеток – в генах.
Живое дерево «помнит», какие плоды оно даст к концу лета.
Животные обладают видовой памятью (память вида), она позволяет животному в течение первого периода жизни приобрести все навыки, необходимые для их индивидуального существования (способы охоты, навыки жизни в стае, ориентации на местности, мимикрии, обороны и т.п.).
Видовая память человека устроена так же: способность к прямохождению, к членораздельной речи, к продолжению рода, реакции на чрезвычайные раздражители, некоторые эмоции, которые считаются врожденными, например, интерес, страх, гнев и агрессия, удовлетворение, – все эти и, возможно, другие способности (можно обсуждать групповые инстинкты «доминирование» и «покорность») являются врожденными, то есть полученными в наследство от рода в виде генной программы роста и развития индивида и его инстинктов.
Общее правило таково: чем сложнее формы существования, тем более специализированными становятся инструменты памяти.
Дерево, растущее у стены, изогнется. Оно «запомнит» эту форму на всю жизнь.
Уж может изгибаться сколько ему угодно, он сохранит те или иные формы изгибов на необходимый срок и воспроизведет этот изгиб при необходимости.
В этих случаях мы сталкиваемся с различными инструментами памяти, с различной организацией памяти.
6.1.3. Сохранение прижизненного опыта
Кроме опыта рода, который хранится в генах, живые существа переживают опыт неповторимый, индивидуальный, продиктованный конкретными условиями их жизни
Аккумулирование особенного прижизненного опыта – очень важное условие индивидуальной адаптации (приспособления к условиям среды) для животных и для человека.
Ваша собака оживляется при слове «гулять». Она рычит при виде соседа, который ударил ее два года тому назад. В зоопарке в час кормления можно слышать рев животных, ожидающих пищу.
Особенно важной оказывается способность сохранять свой прижизненный опыт для человека. Образование и воспитание – это формы организации прижизненного опыта, общественно организуемые условия для формирования индивидуальной (вне генетической, личной) памяти. Разумеется, вся жизнь – во всей её неповторимости – тоже источник образования и содержания этого вида памяти.
Таким образом, живое существо несет в себе способность к двум видам памяти: родовой (надындивидуальной, генетической) и прижизненной, которую обеспечивает способность живых существ моделировать ситуации и свои реакции в материале собственной нервной системы.
Сравнение генетической и внегенетической (приобретенной) памяти высших животных и человека показывает огромную разницу между ними: мы не ожидаем, что дрессированное в цирке животное сможет передать свой прижизненно приобретенный навык своему потомству.
Значит, у животных и человека действуют различные инструменты прижизненного запоминания (и одинаковые – для родового, безличного запоминания).
В обоих случаях прижизненная память основана на свойстве вещей и явлений становиться указателями в отношении тех ситуаций, частью которых они оказались. В ряде случаев вещи или явления могут не только указывать на ситуации, частью которых они являлись, но и замещать их собою.
Пример. Генетически животные боятся огня. Но, чтобы это произошло с индивидуальным животным, оно должно практически столкнуться с огнем. После этого источник огня будет знаком опасной ситуации.
Знак – это и есть элемент ситуации, ставший её заместителем.
6.2.2. Виды знаков. Различают знаки естественные и искусственные.
Естественные знаки (сигналы) – это вещи или явления, выступающие в функции признаков других явлений – для животных и для людей.
Дым – признак огня. След лося – признак его присутствия для волка. Островок растительности посреди пустыни (оазис) – признак воды для путешественника.
Сигнал-признак – элемент ситуации, выступающий в роли указания на неё, в качестве знака ситуации.
При дрессировке животного ситуацию создают искусственно, связывая производные элементы (напр., звуковой сигнал и угощение), между которыми размещаются необходимые действия животного. При закреплении ситуации звуковой сигнал становится для животного знаком, побуждающим к определенному дрессировщиком действию.
Пример с кошкой и звуком сухого корма для кошки.
Чуткие люди умеют улавливать некоторые признаки психологического состояния людей – как знаки в ситуации общения.
Как учитель вошёл в класс, как «он» посмотрел на нее и т.д.
Во всех этих случая ситуация, которая уже состоялась, которая хранится в памяти, оказывается «свёрнута» в один из её элементов, который выступает в роли знака этой ситуации.
Ученики уже были участниками ситуации, когда учитель был в неуравновешенном состоянии (наверное, после беседы с завучем). Поэтому один признак может «содержать» в себе всю ту ситуацию.
Свёрнутая ситуация составляет смысл (значение) знака.
Ожидая желанного гостя, мы радуемся уже звонку в дверь
Таким образом, у знака есть две стороны:
а) его материальная сущность, собственная структура, доступная человеческому чувству;
б) его особый заместительный, знаковый смысл.
У естественных знаков этот смысл – сигнальный, он равно доступен высшим животным и человеку. [обсудить еще примеры]
Источник
Живая и неживая природа, ее объекты
Оглянитесь вокруг. Как красиво! Ласковое солнышко, голубое небо, прозрачный воздух. Природа украшает наш мир, делает его радостнее. А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое природа?
Природа – это всё, что нас окружает, но при этом НЕ создано руками человека: леса и луга, солнце и облака, дождь и ветер, реки и озёра, горы и равнины, птицы, рыбы, звери, даже сам человек относится к природе.
Природа делится на живую и неживую.
Живая природа: животные (в том числе звери, птицы, рыбы, даже черви и микробы), растения, грибы, человек.
Неживая природа: солнце, космические объекты, песок, почва, камни, ветер, вода.
Признаки живой природы:
Все объекты живой природы:
— растут,
— питаются,
— дышат,
— дают потомство,
а еще они рождаются и умирают.
В неживой природе все наоборот. Её объекты не способны расти, питаться, дышать и давать потомство. Тела неживой природы не умирают, а разрушаются или переходят в другое состояние (пример: лед тает и становится жидкостью).
Как отличить, к какой природе относится тот или иной объект?
Частью какой природы является подсолнух? Подсолнух рождается — из семечка проклевывается росточек. Росток растёт. Корни достают из земли питательные вещества, а листья из воздуха берут углекислый газ — подсолнух питается. Растение дышит, поглощая из воздуха кислород. Подсолнух дает семена (семечки) — значит он размножается. Осенью он засыхает — умирает. Вывод: подсолнух — часть живой природы.
Человек рождается, растет, ест, дышит, заводит детей, умирает, значит нас тоже можно смело отнести к живой природе. Человек — часть природы.
Луна, Солнце, родник, камни не растут, не питаются, не дышат, не дают потомство, значит это тела неживой природы.
Снеговик, дом, машины сделаны руками человека и не относятся к природе.
Но существуют и тела неживой природы, которые обладают отдельными признаками живых организмов.
Например, кристаллы рождаются, растут, разрушаются (умирают).
Река рождается из таяния ледника, растет, когда в нее впадают мелкие речки, она умирает, впадая в море.
Айсберг рождается, растет, движется, умирает (тает в теплых морях).
Вулкан рождается, растет, умирает с прекращением извержений.
Но все они НЕ питаются, НЕ дышат и НЕ дают потомство.
Если сломать кусочек мела пополам, получится 2 кусочка мела. Мел остался мелом. Мел — предмет неживой природы. Если сломать деревце или разделить на части бабочку, они погибнут, потому что дерево и бабочка — предметы живой природы.
В начальной школе возникают трудности в определении принадлежности предмета не только к живой и неживой природе, но и к природе вообще. Сможете ли вы правильно выполнить задание?
Найдите группу, в которой все предметы относятся к неживой природе:
а) солнце, вода, земля, камни.
б) луна, воздух, луноход, звёзды.
в) лёд, земля, вода, корабль.
Правильный ответ а). Луноход и корабль не относятся к неживой природе, они не относятся ни к какой природе, потому что созданы руками человека.
Связь живой и неживой природы
Несомненно, живая и неживая природа связаны между собой. Давай убедимся вместе.
Например, СОЛНЦЕ: без тепла и солнечного света не смогут жить ни человек, ни растения, ни птицы, ни даже рыбы.
Продолжаем убеждаться дальше. ВОДА: без неё погибнет всё живое. Ни человек, ни животные не могут жить без воды, растения тоже засохнут и погибнут.
Продолжаем. ВОЗДУХ. Все живое дышит. И никто не может без него жить.
И, наконец, ПИЩА. Человек питается разными предметами живой природы: растениями, грибами и продуктами, которые он получает от животных.
С другой стороны, живые организмы тоже неизменно влияют на объекты неживой природы. Так, микроорганизмы, рыбы и животные, обитающие в воде, поддерживают ее химический состав; растения, умирая и сгнивая, насыщают почву микроэлементами.
На основании наших с вами наблюдений мы делаем вывод, что вся наша жизнь тесно связана с природой.
Человек многому учится у природы и даже создает предметы, похожие на природные объекты. К примеру, наблюдая за стрекозой, человек создал вертолет, а птицы вдохновили на создание самолета. В каждом доме есть искусственное солнышко — это лампа.
Заключение
Природа – это всё, что нас окружает и не сделано руками человека. Природа имеет две формы: живая природа и неживая природа. Живая и неживая природа тесно связаны между собой, потому что всё живое дышит воздухом, всё живое пьёт воду, человек не может жить без пищи, а пищу нам дают животные и растения. Природа — наш дом. Человек должен беречь и охранять его, разумно использовать природные богатства.
Источник