конспект урока Окружающий мир 1 класс, Живая и неживая природа.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Формировать первичное представление о том, что такое природа.
-различать объекты природы и предметы , созданные человеком,
— выделять признаки, присущие только объектам живой природы, отличающие их от объектов неживой природы.
Оборудование: учебник « Окружающий мир», дидактический раздаточный материал, фотографии живой и неживой природы, презентация, видио , ИКТ.
1) проявлять доброжелательность, доверие, внимательность, помощь;
2)выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
3) применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека.
— планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
-выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
-осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
-находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
-предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
-объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
-оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
1) Осуществление учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
2) постановка и обсуждение вопросов
3)умение с достаточной полнотой и точностью выражать и обосновывать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
1) общеучебные универсальные действия ( поиск и анализ необходимой информации; использование знаково-символических средств);
2)логические (анализ, синтез , доказательство, классификация, выбор оснований и критериев для сравнения);
3)использование адекватных способов решения проблем.
Сегодня у нас очередной урок Окружающий мир, на котором вы продолжите раскрывать секреты того, что нас окружает.
2. Актуализация знаний и мотивация
Давайте мы с вами сегодня отправимся в увлекательное путешествие.
А вот куда, попробуйте догадаться сами.
— Ребята мы часто с вами произносим такую фразу: “Какая природа, какая красота!” или “Я был на природе”.
— А что такое природа?
Давайте попробуем ответить на этот вопрос.
— Обратимся к источнику, в словаре Ожегова написано: Природа – всё существующее во Вселенной. Так ли это, давайте выясним.
3. Самоопределение к деятельности
— Рассмотрите на доске различные фотографии. На какие группы можно их разделить?
(У доски дети делят картинки на группы и объясняют, по какому признаку их разделили.)
— Что сделал человек?
— Что создала природа?
— 1 группа – дом, машина, утюг,. (Сделал человек)
— 2 группа – солнце, цветок, горы, вода, бабочка, дети, дерево, гуси, жук (Сделано природой).
Учитель: — Сейчас мы уберем то, что сделал человек, но оставим то, что создала природа. Подумайте, на какие ещё две группы можно разделить эти фотографии. (На доске крепим картинки по группам живое и неживое )
— Живое: дерево, медведь, бабочка, дети, цветок.
— Неживое: камни, звезды, вода, солнце.
Как вы думаете, ребята, о чем мы будем говорить на уроке? ( о природе, о живой и неживой )
Карточки появляются на доске ПРИРОДА
Да, ребята, природой называется все то, что нас окружает и не сделано руками человека. Природа делится на живую и неживую.
— А какие из этих объектов мы отнесли к живой природе?
Учитель: Давайте определим признаки живой природы.
Учитель: Положите перед собой картинки из конверта. Расположите картинки в порядке развития . ( у 4 человек разные картинки).
Что общего в этих картинках?
-Это животные, тело, которых покрыто перьями.
— Они все рождаются из яйца.
Учитель: Правильно, вылупляются. А можно ли считать этих птиц объектами природы ?
Дети: Да. Все птицы – это природа.
Прикрепляем карточку РОЖДАЮТСЯ
Учитель: Как вы думаете, почему птенцы превращаются во взрослых птиц?
Дети: — Они просто вырастают.
Чтобы вырасти, им надо хорошо питаться. Их родители кормят букашками и мошками.
— А еще у взрослых птиц рождаются свои дети – птенцы.
— Нет. Сначала они оставляют яйца, а из них вылупляются птенцы.
Учитель: Верно. Сначала взрослая птица откладывает яйца, из них вылупляются птенцы, то есть производят потомство.
-Птицы летают,движутся,питаются, т.е. живут.
Но еще птицы и умирают КАРТОЧКА УМИРАЮТ.
Мы с вами выделили характерные признаки живой природы. Поэтому птиц называют объектами живой природы. А только птиц мы можем назвать объектами живой природы?
Дети: Нет, не только птицы считаются живой природой. Все животные, которые питаются, растут, производят потомство, движутся, умирают, могут считаться живой природой.
Дети: -И человек – тоже живая природа.
Учитель: Раз мы с вами являемся объектами живой природы, попробуем сделать небольшой опыт. Наберите побольше воздуха и попробуйте задержать дыхание. (Дети задерживают дыхание, но не очень долго) Кто догадался, о каком еще признаке живой природы мы не сказали?
— Живая природа не может не дышать.
Еще один признак живой природы – дыхание. КАРТОЧКА ДЫШАТ
-Как вы думаете, могли бы люди жить без природы?
-Конечно, нет, вся наша жизнь связана с природой. Мы дышим воздухом, утоляем жажду водой, человек не может жить без пищи, а пищу нам дают животные и растения. Живая природа не может существовать без неживой и наоборот. Но если мы не будем беречь растения, животных, они могут умереть раньше своего срока, поэтому мы должны всегда помнить о том, что природа – наш щедрый друг, она создаёт все необходимые условия для нашей жизни, в ответ мы должны её беречь.
-А как это делать? (заботиться о животных, сажать деревья, не засорять природу, воздух) .
Руки согнули, кисти встряхнули-
В стороны руки, плавно помашем-
Как они сядут, тоже покажем-
7. Самостоятельная работа с самопроверкой
Положите перед собой картинки из конверта №2 (у каждой группы разные картинки). Выберите лишнюю картинку.
Учитель: что у вас получилось?
1 группа. – Лишнее – солнце. Оно не рождается, не дышит, не питается, не рождается потомство. Лишнее – гора.
Учитель: Вы молодцы. Замечательно справились с заданием. К живой природе относят животных и растения. ( таблица выстроить на доске)
8 . Включение в систему знаний, повторение
Учитель: На столе у вас лежат учебники, откройте их на стр.8-9 и ответьте на вопрос: Что на рисунке относится к живой природе? ( ответы детей)
— А что относится к неживой? Молодцы.
2)-А теперь давайте посмотрим ВИДЕО
– Услышали пение птиц. Это живая природа (назвали признаки живой природы)
– Шум воды (это неживая). Еще услышали дождь.
– А куда же дождь отнесем? К какой природе?
– Это явление неживой природы.
— Если тот объект, о котором я буду говорить – живой, то вы встаете и прыгаете, если неживой – то сидите тихо, как будто замерли.
1. Стоит Антошка на одной ножке,
Его ищут, а он не откликается. (Гриб)
2. Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)
4. Много рук, а нога одна. (Дерево)
5. Конь бежит, земля дрожит. (Гром)
4) –Перед вами лежат листы. Ребята давайте выполним задания на листах
Вам нужно закрасить кружочки либо в синий, либо в зеленый.
Синий – неживая природа , зеленый – живая.
9. Обобщение по теме урока.
-Ребята в начале урока мы ставили перед собой вопросы. Что такое природа? Какая бывает природа? Ответили ли мы на поставленные вопросы?
Какая бывает природа? (живая и неживая)
-Чем отличается живая природа от неживой ? ( обратиться к схеме).
— Подумайте, а есть ли связь между живой природой и неживой? Вспомните, что необходимо растениям и животным для жизни? (Воздух, вода, пища, тепло, свет), а человеку это нужно. Да.
Между живой и неживой природой есть тесная связь.
(Солнце, воздух и вода — необходимы живым существам).
— Как же нужно относиться к природе ? (бережно)
— Давайте всегда помнить об этом!
Дети, как мы работали на уроке?
Когда получается лучше: если ты один или вместе с товарищами?
Урок наш подходит к концу,
Ребята вы наверно все любите составлять букеты из цветов. Мы сейчас попробуем составить букет. Но живые цветы рвать нельзя, поэтому у меня на столе лежат цветы вырезанные из бумаги.
Подумайте, какого цвета цветок вы возьмете . Если вы все поняли, очень старались, и вам все удалось – выберите цветок голубого цвета. Если вы были не очень внимательными, что- то вызвало у вас затруднение – выберите цветок желтого цвета, а если совсем ничего не поняли, вам было трудно– тогда цветок красного цвета.
— Какой замечательный букет получился !
— Наш урок окончен. Спасибо, ребята!
Источник