Конспект урока + презентация. Тема:«Почва и ее состав» (УМК «Начальная школа XXI» 3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Планируемые результаты:
предметные: — формирование понятий: почва как единство живой и неживой природы, цепи питания, свойства почвы, плодородие.
личностные: — осознание учащихся с процессом почвообразования (взаимодействие всех компонентов природы – солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов);
Оборудование: учебники, хрестоматии, презентация.
Встали, подравнялись, настроились на урок. Проверьте свою готовность к уроку Учебник, тетрадь, ручка. Начинаем урок окружающего мира.
Принимать и сохранять учебную задачу. (П)
Постановка учебной задачи
Начинаем урок окружающего мира с минутки синоптика. Какая погода за окном.
Проверим ваши знания по пройденному материалу.
в) неживая и живая природа в почве соединяются;
г) только к неживой природе.
а) верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью;
б) пучки трав, небольшие кусты;
г) полусгнившие остатки корешков и листьев растений.
а) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве;
б) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей;
в) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве;
4) В почве обитают живые существа: …
в) кроты, медведи, дождевые черви;
г) дождевые черви, кроты, медведки.
5) Почва питает все живое, значит она – …
Отвечать на вопросы. (дежурный)
Отвечать на вопросы самостоятельно.
Принимать и сохранять учебную задачу. (П)
Умение самостоятельно давать ответ в мире мыслей, чувств.(Л)
Постановка учебной задачи и ее решение.
Послушайте стихотворение.
Сказала лопата:
Земля — чтобы рыть.
Ботинки сказали:
Земля — чтоб ходить.
А люди сказали:
Земля — чтобы жить.
(А. Тетивкин)
— О какой земле идёт речь? (о почве)
— Как вы понимаете такие слова: «Земля — чтобы жить».
Какова тема нашего урока? (Почва и ее состав).
Сформулируйте цели на урок. (узнать из чего состоит почва; провести опыты)
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в мешок картофеля. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Чудесная кладовая есть на самом деле. Как она называется? (Это почва, карточка на доске.)
Вспомните на прошлом уроке мы изучали почву как она образовалась?
А теперь немного отдохнем!
Строить логическое рассуждения (П)
Практический метод.
Работа с рисунком.
На стр 35 прочитайте текст про себя и ответьте на вопросы.
Какое главное свойство почвы? (Плодородие , карточка на доске.) Что об этом сказано в учебнике? Когда говорят что почва это плодородный слой земли, что имеют ввиду под словами «плодородный слой»? Что сказано в учебнике? Что предложила Евдокия Васильевна?
Давайте проведем 1 опыт , проводим в группах по 4 человека.
У вас на столах почва, разрыхлите ее палочкой и посмотрите под лупой.
Какого цвета почва?(черный, коричневый).
Что в почве вы еще увидели?(полусгнившие остатки корешков и листьев растений.
Также в почве можно наблюдать части тел насекомых, червей и других мелких животных.
Запишите в тетради, что вы увидели в почве в 1опыте.
Опыт 2: Опустите в стакан с водой комочек сухой почвы. Чем объясняется появление пузырьков воздуха? О чём свидетельствует опыт? (Вывод: в состав почвы входит воздух). Запишите свои наблюдения в П.т.
Найдите в учебнике опыт 3 на странице 36. Что делали в опыте?
Что наблюдается на стекле?(тонкий белый налет)
А что же такое белый налет?(минеральные соли)
Какой вывод сделаем?(что в состав почвы входят минеральные соли).
Найдите в учебнике опыт 4 на странице 36.
Что говориться в опыте?(нагрели на огне баночку с почвой; над почвой поддержали холодное стекло).
Откуда появилась вода на стекле?(из почвы).
Какой вывод сделаем?(что в состав почвы входит вода)
Запишите этот вывод в тетради.
Найдите в учебнике опыт 5 на странице 37.
Что будет с почвой если продолжать ее нагревать?(появиться неприятный запах)
Почему этот запах появился?(потому что в почве сгорают перегнивающие остатки растений и мелких животных)
Как называется эта составная часть почвы?(перегной).
Что можем наблюдать когда перегной полностью сгорел?(почва стала серого цвета.
Какой вывод сделаем?(в почве находиться перегной, который предает почве определённый цвет)
Запишите свои наблюдения в тетрадке.
Найдите в учебнике опыт 6 на странице 37.
Что остаётся на дне почвы?(песок, а поверх песка глина).
Какой вывод сделаем?(что в почве есть песок и глина)
Запишите вывод в тетрадке.
Прочитайте, что у нас получилось в П. т.? Найдите и прочитайте в учебнике, результаты, которые зачитала Маша.
Из чего состоит почва? (вода, минеральные соли, песок, глина, перегной, воздух)На доске схема. Заполняем вместе с детьми.
Найдите в П. т. С. 13 № 15. Что нужно сделать? Выполняем самостоятельно. Проверяем устно.
Проводить и наблюдать опыты вместе с учителем.
Оставлять сему вместе с учителем
Преобразовывать практическую задачу в самостоятельную. (Р)
Строить предложения в устной форме. (П)
Принимать и сохранять учебную задачу. (Р)
Умение самостоятельно дать ответ. (Л)
Этап закрепления изученного
Теперь откроем П.т., найдем с. 14 №16 Выполним его самостоятельно в тетрадях для самостоятельных работ. После выполнения задания проверяем устно.
Какие горные породы входят в состав почвы?(глина, песок)
А что еще входит в состав почвы?(воздух, вода, перегной, минеральные соли)
Как называется смесь газов которые входят в состав почвы?(воздух)
Из чего образуется перегной?(перегнивших остатков растений, мелких животных)
Какие нерастворимые минеральные вещества содержаться в почве?(глина, песок, перегной)
Какие растворимые минеральные вещества содержаться в почве?(соли)
Выполнять задание в тетради.
Принимать и сохранять учебную задачу. (Р)
Словесный
Запись домашнего задания.
Домашним заданием у вас будет стр 39-42 – учить, а в тетрадях — № 17 вып. Если на уроке вам было все понятно, покажите мне зеленый карандаш, а если что-то было непонятно, покажите желтый карандаш. Выставление оценок за урок. Всем спасибо за урок, до свидания!
Принимать и сохранять учебную задачу. (Р)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Доброе утро! Сейчас урок Окружающего мира!
1) Почву можно отнести к … а) к живой природе; б) к неживой природе; в) неживая и живая природа в почве соединяются; г) только к неживой природе. 2)Почва – это … а) верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью; б) пучки трав, небольшие кусты; в) слой земли; г) полусгнившие остатки корешков и листьев растений. 3) Почва состоит … а) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве; б) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей; в) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве; г) из песка, глины, солей. 4) В почве обитают живые существа: … а) муравьи, мухи, тараканы; б) бабочки, жуки, мыши; в) кроты, медведи, дождевые черви; г) дождевые черви, кроты, медведки. 5) Почва питает все живое, значит она – … а) защитница; б) кормилица; в) поилица; г) красавица
Какие горные породы входят в состав почвы? А что еще входит в состав почвы? Как называется смесь газов которые входят в состав почвы? Из чего образуется перегной? Какие нерастворимые минеральные вещества содержаться в почве? Какие растворимые минеральные вещества содержаться в почве? Проверка знаний .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по теме «Почва — важнейшая часть экосистемы» 3 класс.
Конспект урока в 3 классе по теме: «Почва — важнейшая часть экосистемы» с использованием технологии РКМЧП.
Конспект урока + презентация «Больше, меньше, одинаковые» (УМК «Перспективная начальная школа», 1 класс)
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Конспект урока + презентация по окружающему миру «Для чего нужна экономика» (3 класс, УМК «Школа России»)
Учебно — методический комплект по окружающему миру (конспект урока + презентация) на тему «Экономика и экология», УМК «Школа России»
Учебно — методический комплект по окружающему миру (конспект урока + презентация) на тему «Экономика и экология», УМК «Школа России».
Конспект урока + презентация. Тема:«Какими были славяне » (УМК «Начальная школа XXI» 3 класс)
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Конспект урока + презентация «Деление суммы на число» (УМК»Начальная школа XXI» 3 класс)
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Источник
1. Что такое почва?
Плодородие почвы — это способность почвы обеспечивать растения необходимыми веществами и давать урожай.
В ней много разных частиц. Видны корешки растений, их полусгнившие листья и стебли, личинки насекомых. Можно заметить в ней норки разных животных. Можно рассмотреть песчинки и частицы глины.
- глина;
- песок;
- перегной;
- минеральные соли;
- вода;
- воздух.
Минеральные соли вместе с водой всасываются корнями растений. Они дают растениям питание.
Минеральных солей в почве содержится совсем немного, и растения их постоянно расходуют. Запас солей пополняется благодаря перегною , который образуется из растительных и животных остатков. Его медленно превращают в минеральные соли почвенные бактерии .
Перегной придаёт почве тёмный цвет. Почвы с небольшим содержанием перегноя светлые, а богатые на перегной — тёмные.
Чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее. Самая плодородная почва — чернозём .
В почве живут мелкие животные : мыши, кроты, медведки, дождевые черви, личинки насекомых. Они роют в почве ходы, рыхлят её, перетаскивают и измельчают разные остатки. Так они повышают плодородие почвы.
Источник
Урок 8. Что такое почва
Расставьте картинки в пустые клетки. В каждом ряду (строке и столбце) картинки не должны повторяться.
Фрукты
Решите кроссворд, отгадав загадки.
Состав почвы
Выделите мышкой 6 слов, которые относятся к теме урока.
Замок
Помогите принцессе пройти к замку, соединяя точки внутри лабиринта.
Значение животных для человека
Установите соответствие между животным и тем продуктом, который оно даёт.
Овощи
Удобрение почвы
Заполните пропуски в тексте, выбрав правильные варианты ответа из выпадающего меню.
Вещество, которым удобряют почву для питания растений называется .
Полезное ископаемое – плотная масса образовавшаяся из перегнивших остатков болотных растений называется .
Источник