Конспект урока по человеку и миру на тему «Растения часть живой природы»
Оборудование: картинки с изображениями различных растений, учебное пособие, рабочая тетрадь, проектор.
1. Организационный момент
Сегодня у нас необычный урок, т.к. к нам в гости пришли Винни Пух и Мудрая Сова, которые хотят проверить ваши знания и рассказать много интересного. Все готовы к уроку? Проверьте свои рабочие места. Сядьте красиво.
2. Актуализация знаний
Как известно, наша Сова очень умная и она очень многое вам может рассказать. А вот Винни Пуху напротив, очень хотелось бы послушать, что вы можете для его рассказать.
Давайте расскажем ему: какая бывает природа и чем отличается друг от друга.
1) Какая бывает природа (живая и неживая)
2) Чем живая природа отличается от неживой?
3) Что относится к неживой природе?
4) Что относится к живой природе?
Винни Пух обратился к нам за помощью. Он никак не может разгадать загадки, поэтому просит вас ему помочь. Внимательно послушайте.
Белым шариком пушистым я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок — и остался стебелек. (Одуванчик)
Обожгу и без огня. (Крапива)
Что же это за девица: не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год? (Елка)
Тонет куст в цветах махровых,
Словно в облачках лиловых.
В яркий теплый майский день
Дети, птицы и медведи. (Малина)
Молодцы. Но это ещё не всё. Винни Пуху очень хотелось бы назвать всё это одним словом.
3. Сообщение темы и цели урока
Сегодня на уроке мы поговорим о растениях.
Что нового мы узнаем? Рассмотрим основные вопросы.
— К какой природе относятся растения?
— На какие группы можно разделить растения?
4. Объяснение нового материала
Для того чтобы ответить на все эти вопросы нам нужно заглянуть в учебник. Работаем на странице 34.
К какой природе они относятся?
— Как и у всякого живого организма у растения есть органы. Проведем практическую работу и научимся определять органы у растений.
— Определите орган, который укрепляет растение в почве. / Корень/
— У дерева он один, а у кустарника – много. /Стебель/.
— Растет – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет – почернеет. /Лист/.
— Яркий, благоухающий… /Цветок/.
— Бывает вкусный, сочный, но бывает сухой, твердый. /Плод/.
— Из него вырастает новое растение. /Семя/.
Мудрая Сова приготовила для вас рассказ о органах растений. Прослушав рассказ нам нужно ответить на вопрос, что мы относим к органам растений?
— Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный. Первым выступил Корень.
— Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Да что растение – я и людей, и животных кормлю. Да ещё и лечу иногда. Бывает, мастера такую красоту из меня делают, что и на международные выставки попадаю! Одно то, что я первым из семени появляюсь, говорит о моей важности! Иногда я так изменяюсь, что надо быть очень внимательным и любознательным, чтобы меня узнать. Называют меня тоже по–разному: корнеплоды, корневые клубни. В общем, уважаемые части растения, я самый важный среди вас!
— Подумаешь! Ты, корень, живёшь в темноте, да ещё и за наш счёт! Это мы готовим растению питательные вещества, умело, используя солнечную энергию! Это мы подсказываем людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Могут жители нашего царства листьев кормить, лечить и животных, и людей. Да и дышится рядом с нами легко»
— Позвольте! – вступил в разговор стебель, – а кто держит листья? цветы? плоды? Кто поставляет питательные вещества от корня к другим частям растения и наоборот от листьев к корню?
— Друзья! Не надо так кричать. Бесспорно самый важный – это Я! – сказал цветок. Потому что я образую, плоды и семена, что бы растение могло размножаться.
А кроме того я самый красивый из Вас…
А какой чудесный аромат исходит от меня…
— Интересно… – вступил в спор плод. Да если бы не я, все растения перевелись бы, не смогли размножаться. Кроме этого, без меня животные и люди умерли бы от голода, потому что я один из главных источников питания.
— Начавшийся спор между частями растения неразрешимый. Все они важны и необходимы растениям: и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Ведь все они части одного организма.
Для чего нужен стебель? (Держит листья и цветок)
Для чего нужны листья? (Ловят солнечные лучики, листьями растение дышит)
Для чего нужен цветок? (В нём образуются семена и плоды)
Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой-либо части?
Вывод. Все части растения важны.
Рассматривая картинки-отгадок Винни Пух задумался о том, что все растения очень разные и он попытался разделить их на группы, но у его ничего не получилось. Теперь Винни Пух обращается за помощью к вам.
На какие же группы мы можем разделить растения?
(Деревья, кустарники, травянистые растения).
С этими тремя группами мы можем поподробнее познакомится на ст. 36.
5. Закрепление изученного материала
Работа в тетрадях на печатной основе ст. 18
У вас на парте лежат картинки растений. Вам нужно прикрепить свою картинку к нужной группе.
2 ряд – находят кустарники;
7. Подведение итогов урока
— Что было самым интересным?
— Что нового для себя вы узнали?
— К какой природе мы относим растения – живой или не живой?
Почему? (они дышат, размножаются, питаются, умирают).
8. Домашнее задание
— Ну, а дома вы еще раз повторите пройденную тему по учебнику и ответите на вопросы на ст. 37.
Источник
Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Мир растений»
1. Закрепить знание детей о живой природе, растениях.
2. Дать понятие о взаимосвязи живой и неживой природы.
1. Развивать диалогическую речь детей,
2. Развивать навыки учебной деятельности.
Публикация «Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей группе „Мир растений“» размещена в разделах
1. Воспитывать бережное отношение к растениям, умение ухаживать за ними.
Материал. Предметные картинки, деревья, кустарники, цветы, плакат «Части растений».
Воспитатель читает стихотворение:
О чем я прочитала стихотворение?
Дети: О том, что надо беречь лес, реки, птиц, зверей и всю нашу землю.
Воспитатель: Ребята, как можно назвать одним словом — деревья, кустарники, цветы, травы?
Дети: Растения.
Воспитатель: Почему Вы считаете, что растения — живая природа?
Дети: «Растения рождаются, растения размножаются (семенами, луковицами, корнями) и умирают.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что растения оберегает богиня и зовут Флора. Пойдем к ней в гости?
Воспитатель идет прямо и направо. Что здесь растет?
Воспитатель: Какие деревья растут у нас на участке?
Дети: Ива, березы, яблоня, туя, тополя, алыча, ель, ясень.
Воспитатель: Какие деревья называются лиственными?
Дети: У которых есть листья – береза, тополь, ива, ясень.
Воспитатель: Какие деревья называются хвойными?
Воспитатель: Что общего у всех деревьев? Назовите части растений?
Дети: Ствол, ветки, корень, семена.
Воспитатель: А какую пользу приносят деревья?
Дети: Они очищают воздух: плохой вдыхают, хороший выдыхают. Во время жары спасают нас.
Воспитатель: И так, деревья бывают лиственные и хвойные. Они дают нам кислород — хороший воздух, убирают углекислый газ, в жаркий день спасают от солнцепёка. Мы должны их беречь вместе с птицами, которые защищают их от гусениц.
Продолжаем нашу игру. Идем прямо, повернем налево. Читаем слово с моей помощью. «Кустарник».
Воспитатель: Какие кустарники растут у нас на участке?
Дети: — Смородина, сирень, шиповник.
Воспитатель: Что выше дерево или куст?
Воспитатель: А какую пользу приносят кустарники?
Дети: Ягоды (смородина, шиповник, цветы — сирень.
Кустарников у нас мало, и хвойных почти нет. Они растут для красоты, некоторые дают нам ягоды.
(Играет флейта, слышим мелодию песни «Васильки», танцуем, обращаю внимание детей на засушенные цветы.)
Воспитатель: Дети отдохнули! Посмотрите, что у меня в вазе?
Воспитатель: Какие цветы росли летом на клумбе?
Дети: Астры, петунья, ромашки, разноцветники, ночная красавица, календула, васильки.
Воспитатель: Какие цветы растут на клумбе?
Дети: Астры, петунья, разноцветники, ночная красавица, календула.
Воспитатель: А какие цветы растут на лугу?
Воспитатель: Какие цветы растут в воде?
Воспитатель: Дети, Вы хорошо знаете название цветов разных и умеете их сеять.
Ребята, — и деревья и кусты, и цветы, можно назвать одним словом.
Дети: Это растения.
Воспитатель: Скажите, какие части есть у всех растений?
Дети: Корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.
Воспитатель: Какие части растения расположены под землей?
Дети: Под землей у растений растет корень.
Воспитатель: А какие части растения растут над землей?
Дети: Над землей у растений находится ствол, цветок, листья, плоды.
Воспитатель: Что необходимо, чтобы растения росли?
Дети: Для роста нужны : солнце (Свет, влага (дождь, тепло.
Воспитатель: дети, давайте поиграем!
Угадайте, о каком растении идет речь?
У него зеленые листья, что это может быть?
Воспитатель: У него есть листья и корень.
У него есть листья, корень, большой ствол, покрытый корой.
Воспитатель: Назовите существенные признаки, которые характеризуют кустарники, травянистые растения?
Воспитатель: Что Вы можете сказать о цветах и цветках?
Дети: Цветки растут на кустарниках и деревьях, цветы растут на клумбе или в поле.
Воспитатель: Человек наблюдая за природой, заметил зависимость между живой и неживой природой и придумал приметы:
1. Коли в мае дождь, то будет и рожь!
2. В марте курица напьется из лужицы
3. Март с водой, апрель с травой, май с цветами.
Воспитатель: А знаете, у Флоры есть сестра Фауна, дружат между собой или нет?
Воспитатель: звери, рыбы, птицы и насекомые не могут жить без растений, а растения без них. Какую пользу приносят растения человеку?
Дети: Растения очищают воздух, дают нам плоды, растут для красоты, для корма животных, птиц и насекомых.
Воспитатель: Как относиться к растениям?
Дети: бережно, не ломать ветки, не рвать цветы, сажать и сеять растения.
Воспитатель: «Чтоб цвели сады и скверы,
Чтоб всем нам лучше стать,
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и ФЭМП в подготовительной группе «Удивительный мир насекомых» Цель: расширение и уточнение знаний детей о многообразии насекомых. Задачи: 1) формировать у детей знания о насекомых, об особенностях.
ООД по ознакомлению с окружающим миром и художественно-эстетическому развитию «Я познаю мир» Цель: Выявить уровень знаний детей за прошедший учебный год. Задачи: Упражнять детей в изменении существительных по числам, в подборе слов.
Проект в старшей логопедической группе «Удивительный мир растений» Аннотация проекта Природа – это богатейшая кладовая для всестороннего развития ребенка. Растения своим разнообразием привлекают детей к.
Сюжетно-дидактическое занятие по ознакомлению с окружающим миром «Наши помощники — органы чувств» в старшей группе Цель: развитие познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности с использованием личных ощущений. Задачи: Коррекционно.
Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим миром и обучению грамоте в старшей группе «Времена года» Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим миром и обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Времена года» Цели: Закрепить представление.
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Небо и облака» в старшей группе с ТНР Цель: Уточнить представления детей о структуре, свойствах и видах облаков. Познакомить детей с условиями образования облаков. Развивать.
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Поливка комнатных растений» Програмное содержание:1. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней. 2. Воспитывать.
Занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Профессия строитель» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с речевыми нарушениями.
Занятие по экологии трех типов в старшей группе «Мир растений» Занятие по экологии 1 типа в старшей группе «Мир растений» Подготовила: Калинина А. Д. Цель: Познакомить детей с классификацией растений.
Занятие в старшей логопедической группе по познавательному развитию и ознакомлению с окружающим «Бородинский хлеб» Тема: «Бородинский хлеб» к 205 – летию Бородинского сражения Цели: совершенствовать знания детей о значимости хлеба. Закрепить знания.
Источник