Живая природа закон перехода количественных изменений

Привидите примеры трех законов диалектики, в живой и неживой природе. (Должно быть шесть примеров) Заранее спасибо!

Первый закон: единство и борьба противоречий
Единство и борьба противоположностей — всеобщий закон действительности и ее познания человеческим мышлением. Каждый объект содержит в себе противоположности, которые находятся в неразрывном единстве, взаимопроникают друг в друга и взаимоисключают друг друга не только в разных но и в одном и том же отношении. Их единство относительно, их борьба абсолютна. Борьба противоположностей означает, что противоречие непрерывно разрешается и столь же непрерывно воспроизводится, а это ведет к превращению старого предмета в новый. Этот закон объясняет тем самым объективный внутренний «источник» всякого движения (отвечает на вопрос «почему?») , позволяет понять движение как самодвижение.
На бытовом уровне этот закон хорошо иллюстрируется на примере человека, вся жизнь которого состоит из борьбы противоположностей. В каждом человеке сочетаются хорошие и плохие качества. В одной ситуации человек будет вести себя как «человек» , в другой нет; сегодня он один, завтра — другой; окружающая среда постоянно меняет человека, но и он постоянно ее меняет…

Второй закон: переход количественных изменений в качественные
Качество — это существенная определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других. Количество — это определенность вещи, благодаря которой (реально или мысленно) ее можно разделить на однородные части и собрать эти части воедино. Существуют и другие определения. Качество — это система определенных свойств и характеристик предметов, явлений. Количество — это исчисляемые параметры.
Мера — единство качества и количества. Нарушение меры приводит к изменению данного предмета/явления, к превращению его в другой предмет/явление. Это происходит тогда, когда количественные изменения достигают определенной границы и превращаются в качественные. Один человек, например, подчиняется одним законам, а вот толпа существует по несколько иным законам. Момент перехода из одного качественного состояния в другой называется скачок. Он может быть эволюционным или революционным. Кстати, смысл управления заключается в том, чтобы предвидеть, в каком направлении двигается управляемая система и предупреждать возможные изменения. Этот закон отвечает на вопрос «каким образом? » происходит движение и развитие.

Читайте также:  Все стихи лермонтова природе

Третий закон: отрицание отрицания.
Новое всегда заменяет старое, потом само старее и заменяется новым, которое, в свою очередь… (при этом в новой форме удерживаются ценностные качества старой формы) . То есть отрицание само подвергается отрицанию.
Третий закон диалектики отвечает на вопрос «Куда? По какому пути? » все движется и развивается (графически это можно представить в виде спирали) . Логическая схема закона: тезис (утверждение) , антитезис (отрицание утверждение) , синтез (отрицание отрицания) . Смысл этого закона можно легко понять на следующем примере. Маркс (создатель современной материалистической диалектики) , отрицал идеалистическую диалектику Гегеля. Но диалектика Маркса вряд ли бы появилась без диалектики Гегеля.
И еще один пример. В философском словаре, изданном в 1963 году (в отличие от издания 1955 года) , статья «Сталин» исчезла (а он, замечу, был хорошим философом) . В эти же годы освобождения от «культа личности» советский народ заодно «освободили» от сталинского наследия. В результате теоретическая база строительства социализма-коммунизма была отброшена к Марксу и Ленину, чьи теории к тому времени порядком устарели и требовали изменений. Сталин же понимал [6], что экономическая политика СССР должна измениться. Однако бюрократическая верхушка СССР предпочла «забыть» наработки Сталина и вернулась к марксизму-ленинизму (фактически, «откатившись» на несколько десятилетий назад) . С тех пор, как известно, несмотря на постоянно изменяющиеся реалии, в Советском Союзе теоретическая база практически не подвергалась пересмотру.

Источник

Вопрос 22. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.Особенности его проявления в природе, обществе и познании.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений показывает внутренний механизм движения и развития вещей, с чего начинается их изменение и во что выливается. Этот закон раскрывает характер процесса развития, пути и формы перехода от старого к новому через категории «качество», «количество», «мера».

Читайте также:  Водородная связь природа связанных атомов

Каждый предмет обладает своей спецификой, особенностями, отличается от других предметов. Эти отличия могут быть либо количественными, либо качественными.

Качество — Это совокупность свойств, признаков, которые принадлежат вещам, явлениям, выражают относительную устойчивость предмета, его отличие от других предметов. Это то, что делает вещь именно данной вещью. Качество отграничивает одну вещь от другой, один класс вещей от других.

Количество — это определенность вещи, безразличная к своему бытию, внешняя определенность. Это значит, что количественные характеристики, меняясь до определенных пределов, не меняют бытия вещи.

Количество как выражение однородности вещей, сходства их и подобия характеризует величину, степень развития данного качества. Количество выражается числом, объемом, величиной, и т.д.

Например, таблица Менделеева, где количественная характеристика химических элементов (число протонов в ядре) является важнейшей в определении места элемента в Системе.

Качество и количество диалектически связаны между собой как две противоположные стороны предмета. Как любые диалектические противоположности, они одновременно взаимоисключают и обусловливают друг друга. Качественная определённость вещи не существует без количественной и наоборот

Мера — это единство качества и количества, тот количественный интервал, внутри которого сохраняется данное качество.

Переход количественных изменений в качественные сопровождается и обратным процессом: новое: качество порождает новые количественные изменения. Поэтому мы говорим о взаимном переходе количественных изменений и изменений качественных.

Скачок — это форма перехода к новому качеству. Характер скачка может быть разным в зависимости от природы явления и условий, в которых он протекает.

При всем многообразии скачков, как правило, выделяют два их вида. Первый вид — это резкие, бурные скачки, при которых происходит превращение старого качества в новое практически одномоментно, сразу. Так протекают химические реакции, и т.д. Второй вид скачка — скачки в форме постепенного качественного перехода отдельных сторон предмета в новое состояние. Так, скачок, в результате которого возникло все живое из неживого, занимал в ходе эволюции Земли около одного млрд. лет.

Читайте также:  Древняя месопотамия природно географические условия

Таким образом, развитие мира осуществляется путем накопления количественных изменений и их перехода в качественные.

Вопрос 23. Формы теоретического уровня научного познания: Проблема, гипотеза, теория, концепция.

Научное познание имеет 2 уровня: эмпирический и теоретический. На обоих из них участвуют чувственное и рациональное познание. Оба уровня научного познания имеют свои методы и средства познания. Между ними (опыт и теория) существует двусторонняя связь. Границы между этими уровнями относительны и исторически условны.

Совокупность приемов исследования объекта — есть метод.

Конкретно-научные и специфические методы.

Общенаучные, применяемые во всех науках.

Всеобщий, философский метод.

Общенаучный метод делится на 3 группы.

1. Эмпирические методы познания (наблюдение, описание, сравнение, измерение, эксперимент)

2. Методы, используемые в эмпирическом и теоретическом познании (обобщение, абстрагирование, анализ и синтез) и схожие с ними методы (дедукция и индукция, моделирование и идеализация)

3. Чисто теоретические методы (формализация, исторический и логический методы, восхождение от абстракции к конкретному, системно — структурный метод, аксиоматический).

Методы теоретического уровня научного познания отличаются от методов эмпирического:

Абстрагирование — метод, сводящийся к отвлечению в процессе познания от каких-то свойств предмета познания с целью углубленного исследования одной из его сторон.

Аналогия- умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде иных отношений.

Моделирование — метод, основанный на изучении не самого объекта , а его модели.

Идеализация — метод использования идеальной модели.

Научное познание начинается с постановки проблемы. Далее следует гипотеза. А затем теория (статус гипотезы как достоверного знания).

Проблема — «знание о незнании» о том , что еще не познано.

Гипотеза — Научно обоснованное предположение, исходящее из фактов, умозаключение, имеющее своей целью решить проблему, носящее вероятностный характер.

Теория — это система знаний, описывающая и объясняющая определенную совокупность явлений, дающая обоснование всех выдвинутых предположений и сводящая все открытые в данной области законы к единому основанию.

Концепция — определенный способ понимания, трактовки каких — либо явлений, основная точка зрения.

Источник

Оцените статью