Живая природа зимой зимняя

План – конспект урока: «Живая природа зимой»

ü учащиеся осознают необходимость охранять природу, готовить сообщения и выступать с ним.

Тип урока: комбинированный.

1. Самоопределение к деятельности.

Посмотрите все на меня, покажите мне свои глазки, улыбнитесь. Повернитесь к нашим гостям, улыбнитесь им. Все хорошее в жизни начинается с улыбки. Я желаю всем вам интересной и хорошей работы на уроке. Пожалуйста, садитесь.

2. Актуализация знаний и мотивация.

О ком времени года так можно сказать?

Пришла, рассыпалась; клоками

Среди полей вокруг холмов… ( О зиме)

Вы любите зиму? И я ее люблю. А чем она может нам нравится?

В зимней природе происходит много характерных для нее явлений. Наши помощники Сережа и Надя. Прислали нам письмо. Давайте узнаем, что в нём.

«Ура! Мы ед ем к бабушке! Метель застала нас на полпути. Мы ог орчились . И вдруг… снегопад , кружащийся, завораживающий , который сменился метелью . Мы даже остановились, чтобы полюбоваться красотой, потому что в городе оттепель и капает с крыш. На следующее утро изморозь по-царски разукрасила все деревья и кустарники. Солнце освещало эти картины ярким светом. Красота! »

ü О каких зимних явлениях рассказали ребята? (Снегопад, метель, оттепель, изморозь)

ü Это явления какой природы? (Неживой)

ü А вспомните, какие изменения происходят зимой в неживой природе. Наш волшебный экран вам поможет.

ü Что вы можете сказать про солнце зимой? И т. д. …

ü Изменения в какой природе мы повторили? (Неживой)

3. Самоопределение к деятельности.

ü Посмотрите внимательно на схему и скажите, какое слово должно быть написано на месте вопросительного знака? (Живая)

ü Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (Живая природа зимой)

Совершенно верно, тема нашего урока «Живая природа зимой».

Что мы должны сегодня увидеть, зам кем понаблюдать, что нового узнать. А с какой целью мы будем рассматривать живую природу зимой?

Хорошо, молодцы, прочтем что об этом говорит Муравьишка.

(На доске: цели: познакомиться с жизнью растений и животных в природе зимой; будем учиться рассказывать о своих наблюдениях об изменениях в живой природе)

4. Работа по теме урока.

Деревья, кустарники и травы зимой

ü На какие группы делятся все растения? (Деревья, кустарники, травы)

ü Какие бывают деревья и кустарники? (Лиственные и хвойные)

ü Опираясь на рисунки, сравните лиственные и хвойные деревья и кустарники, сделайте вывод о том, как они зимуют.

(Лиственные деревья и кустарники сбросили листву, хвойные стоят зеленые)

ü Все ли хвойные деревья зимуют с зелеными листьями – хвоинками? (Большинство хвойных растений зимует с зелёными листьями — хвоинками. Только лиственница зимует без листьев.)

ü А кто знает кустарники, который круглый год зеленый? (Можжевельник)

(У меня необычный зимний букет, состоящий из веточек хвойных деревьев и кустарников, знакомых вам. Приподнимая показываю веточки и говорю о том, что эти растения полезны для здоровья)

Читайте также:  Где больше всего природных зон

ü Под снегом можно увидеть зеленые травянистые растения. Как вы думаете, почему они не погибают зимой от мороза? (Их укрывает снег, температура под снегом 17 – 20 градусов)

ü Какую поговорку узнали на уроке русского языка про урожай? (Хороший снежок урожай сбережет)

ü Прекращается ли жизнь растений зимой?

Наши растения так привыкли к морозам, что зима стала просто необходимой в их жизни. Зимой жизнь растений замедлена, они находятся стадии покоя, но при этом именно зимой происходит дозревание почек. Особенно хорошо заметен подснежный рост у раннецветущих растений.

А как можно зимой определить какое это дерево, если оно без листвы? (По стволу, по плодам, по семенам)

Откройте учебник на стр. 132 и помогите Сереже и Наде распознать деревья. Работать будете сообща в паре. Чья пара будет готова, поднимите руки.

Животные зимой.

Как назвать одним словом? (рыбы, насекомые, птицы, звери)

У каждого на парте лежит снежинка, где напечатан текст небольшого рассказа. Ваша задача – внимательно прочитать и, используя полученную информацию, подготовить сообщение на тему: первый ряд – как зимуют насекомые, второй – как зимуют рыбы, третий – как зимуют птицы.

Как только заканчивается лето, насекомые начинают готовиться к зиме. Происходит это по-разному. Одни насекомые откладывают свои личики и яйца и прячут их под корой деревьев, в старых пнях и других укромных местах. Другие насекомые сами прячутся в домах, под корой деревьев, в щелях, зарываются в почву. А есть такие насекомые, в теле которых вырабатывается специальное вещество – антифриз, которое не даем им замерзнуть. Такие насекомые могут зимовать даже во льду.

С наступлением зимы в водоемах происходят большие изменения, которые влияют на поведение подводных обитателей. Снижается температура воды. Постепенно уменьшается световой день. Затем пруды, реки, озера покрываются ледяным покровом. Разные виды рыб неодинаково пережидают этот тяжелый период. Многие виды рыб опускаются на дно и находятся там практически без движения. Хищные рыбы продолжают вести активный образ жизни. Рыбам становится трудно дышать, и они могут погибнуть. Поэтому зимой во льду проделывают отверстия.

Птицы по-разному переживают зиму. Одни – улетают в теплые края, таких птиц называют перелетными, другие остаются зимовать с нами – это зимующие птицы, а снегири, наоборот, прилетают к нам зимовать. Зимующие птицы не боятся морозов, но зимой для них мало корма, поэтому они рады даже маленькой крошке хлеба. Птица, которой холода не помеха даже для выведения потомства, – клест. Они питаются шишками, поэтому выводят малышей круглый год.

Зимой птицы нередко голодают. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время?

Стихотворение «Покормите птиц» А.Я. Яшин

К вам слетятся, как домой,

Сколько гибнет их — не счесть,

А ведь в нашем сердце есть

Читайте также:  Директору фгбу висимский государственный природный биосферный заповедник

Приучите птиц в мороз

Чтоб без песен не пришлось

А как звери готовятся к зиме, нам расскажут ребята, мои помощники. Пока они готовятся, мы немножко отдохнем.

(Руки на пояс, наклоны в стороны)

(Руки на пояс, поворот вокруг себя)

Вьюга злится, снег кружится,

(Имитируют движения руками)

А вам, ребята, предстоит быть внимательными слушателями и потом ответить на вопросы.

Белка: Я белка, веселый зверек, по деревьям скок да скок,

Но зимою я меняюсь, в шубку серую переодеваюсь.

Меньше приходится прыгать, скакать

Силы надо беречь, сохранять.

Я всю осень дупло утепляла,

Пуха, соломки туда натаскала.

К зиме готовила запас – орехи, ягоды, грибы,

Медведь: Я в берлоге крепко сплю, и меня нельзя будить.

С осени свой жир коплю, много ем и много пью.

Медведю зимой одна работа – крепко спать и весны ждать.

Заяц: Я заяц, расскажу, как живется мне в лесу.

К зиме, ребята, побелел, шубку белую надел.

Очень трудно зимой бывает,

Когда сильный мороз и еду не хватает.

А питаюсь я корой, ягодой замерзшей,

Что под снегом заяц найдет – все ему впрок пойдет.

Ребята, обобщите, что вы услышали от моих помощников: как звери готовятся к зиме.

Зима для зверей трудное время года. Зверям нередко бывает голодно. Белка не всегда находит свои запасы. Трудно кормиться после сильных снегопадов, поэтому зверей, как и птиц, зимой подкармливают. В лесу развешивают заготовленные с лета пучки лиственных растений, ставя стога сена, раскладывают морковь, капусту, желуди. Так люди помогают животным перенести голодное зимнее время.

6. Закрепление изученного. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Мы с вами сегодня узнали много нового и интересного. И теперь настало время проверить ваши знания и внимательность на уроке.

Допиши недостающие слова, чтобы получился рассказ о зимних изменениях в живой природе.

Все лиственные деревья в зимнем лесу стоят _____________. Только ___________________ и ___________________ хвастаются зеленым нарядом. Травянистые растения зимуют ________________. Радостно увидеть в заснеженном лесу красногрудого _______________ и прыгающую по деревьям пушистую красавицу __________. Люди помогают зверям и птицам перенести зимний голод. Они ________________________________________

7. Итог урока. Рефлексия.

ü О чем мы сегодня говорили на уроке?

ü Какие открытия вы сделали для себя, что узнали нового?

ü Ребята мы достигли цели, поставленной в начале урока?

Я прошу вас оценить свою работу на уроке.

Кто очень хорошо понял материал и может объяснить товарищу – поднимите зеленый сигнал светофора.

Кто в чем-то сомневается – желтый сигнал светофора.

А кто считает, что ему нужно еще поработать над данной темой – поднимите красный сигнал светофора.

Мне понравилась работа на уроке следующих учеников: …. Я надеюсь, что знания, полученные сегодня на уроке, вам пригодятся, и, придя домой, вы поделитесь с родителями своими открытиями.

Источник

Зимние явления в живой природе

Зима — самое холодное и тёмное время года, когда обычными явлениями являются морозы, снегопады. Кажется, что всё вокруг уснуло, спряталось. Однако живая природа активна в любом сезоне. Не все птицы улетели в тёплые края. Многие животные не впадают в зимнюю спячку. Часть растений сохранила зелёный наряд. Рассмотрим зимние явления в живой природе на примере разных представителей животных и растений.

Читайте также:  Ао нии центр природа

Зимние явления природы

Главные зимние явления неживой природы — короткий световой день и низкая температура воздуха. Это вызывает изменения в живой природе. Улетают последние стаи перелётных птиц, часть зверей также мигрирует в более тёплые районы. Для многих видов характерно зимнее состояние покоя (спячка). Так ведут себя медведи, барсуки, ежи. Мелкие грызуны осенью запасают корм на зиму, но время от времени им приходится выходить из нор.

Все животные, активные зимой, к началу сезона отращивают густой подшёрсток, у некоторых летний мех сменяется белым зимним.

Зимующие птицы

К зимующим птицам относятся вороны, галки, синицы, воробьи, свиристели, снегири, сороки. В городах множество голубей, в хвойных лесах кормятся клесты, на сухой репейник прилетают щеглы и чижи. Продолжают охотиться совы, некоторые виды могут летать в любое время суток.

Многие птицы в голодное зимнее время прилетают поближе к населённым пунктам, питаются пищевыми отходами. В городских парках устанавливаются кормушки разного вида, чтобы поддержать птиц. Можно установить кормушку на перилах балкона, на дереве во дворе. Это позволит познакомиться поближе с воробьями, синицами, снегирями и другими птицами.

Кормушка в зимнем парке

Зимовка зверей

Для копытных зима — голодное время. Трава занесена снегом, который во время оттепели покрывается ледяной коркой (наст). Пробить толстый наст копытами очень трудно. В заповедниках и национальных парках на такие случае устроены специальные подкормочные площадки, куда завозится сено, заготовленное летом.

Лоси обгрызают кору и молодые ветки кустарников и деревьев.

Лось в зимнем лесу

Грызуны находят семена травы, грызут подснежную часть стволов молодых растений. Заяц незаметен на снегу благодаря белой шубке, иногда прячется в стогах или роет длинные норы в глубоком снегу. Он не устраивает кладовых, откапывает озимые культуры, посещает огороды.

Хищники активны круглый год. Тигры, леопарды, рыси охотятся на ослабевших оленей, косуль, ловят зайцев. Лисицы мышкуют на лугах. Волки промышляют стаями. Мелкие хищники (колонки, ласки) подбирают остатки чужой добычи.

Растения

Зелёный наряд сохранили сосны, пихты, ели, можжевельники. Единственное хвойное дерево, зимующее без иголок, — лиственница. Берёзы, осины и другие лиственные сбросили листву, на ветвях остались спящие почки. На рябине, боярышнике краснеют ягоды, которыми кормятся птицы.

Некоторые растения берегут листья под снегом. Это вечнозелёные кустарнички — брусника, клюква, голубика, болотный багульник, вереск, многолетний бадан.

Брусника под снегом

Что мы узнали?

Растения и животные приспособились к короткому дню и холодам. Одни мигрируют в тёплые районы, другие остаются, впадают в спячку либо активны. Растения сбросили листву, хвойные и кустарнички остаются зелёными. Для учеников 2 класса, изучающих окружающий мир, кратко описана зимовка отдельных видов животных и растений.

Источник

Оцените статью