Конспект и презентация «Животные часть природы. Роль животных в природе»
Цели: создание условий для проявления познавательной активности учеников; способствование расширению знаний, обучающихся о животных как части природы, о роли животных в природе; умение составлять цепи питания, моделировать ситуацию.
Обучающие: научить составлять цепи питания, моделировать ситуацию, высказывать свою точку зрения и делать выводы, выявить вместе с учащимися тесную взаимосвязь между животными и окружающей природой.
Развивающие: развивать процессы мышления, сравнения, анализа; содействовать формированию чувства ответственности за всё живое, что нас окружает; развивать познавательные интересы, наблюдательность, сообразительность.
Воспитательные : — способствовать воспитанию интереса и любви к животным, уважительного и бережного отношения к природе.
Планируемые матапредметные результаты:
— учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
— способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
— уметь определять и формулировать цель на уроке;
— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
— выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос;
— отвечать на вопросы и оценивать свои достижения;
— использовать учебник при работе по предложенному плану;
— оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценке.
Познавательные:
— осмысление взаимосвязи животных с природой;
— добывать новые знания и извлекать необходимую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, презентация учителя, карточки-помощницы);
— применять логические действия: анализ, сравнение, обобщение, строить рассуждения.
Коммуникативные:
— вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
– совершенствование умений работать в паре, в группе.
Планируемые предметные результаты: научатся работать с учебником, в группах, получат знания о животных как части природы, о роли животных в природе, сформулируют правила поведения в природе.
Используемые ресурсы: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, учебник «Окружающий мир 3 класс» Виноградова Н.Ф., рабочие тетради «Окружающий мир 3 класс», предметные картинки, карточки-помощницы, сигнальные карточки, диск «Академия младшего школьника».
Деятельность учащихся
1. Организационный момент.
— актуализировать требования к обучающимся со стороны учебной деятельности;
— создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
положительное отношение к учению, уважение к собеседнику.
Можем мы урок начать ? ( да)
Приветствуют учителя, гостей, проверяют готовность к уроку.
2. Актуализация знаний.
— актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы;
— организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;
выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;
— осознание качества и уровня усвоения, контроль и результат работы.
— структурированиезнаний, анализ объектов, результата работы;
— уметь ориентироваться в своей системе знаний, опираясь на жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
-Я вам сейчас прочитаю отрывок из стихотворения .
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
— Узнали ли вы отрывок из этого стихотворения? (И. А. Бунин «Листопад»)
— Какое время года описал Иван Алексеевич Бунин? (осень)
-Осень вдохновляла не только поэтов, но и писателей, композиторов, художников.
— Перед вами картина Левитана «Золотая осень» Слайд 1
-Посмотрите внимательно на картину и скажите, что изобразил художник? (природу)
— А что такое природа? (Природа – это всё, что нас окружает, кроме искусственных тел.)
— Верно. Перед вами тела природы. (картинки на доске) На какие две группы можно распределить эти тела природы? (тела живой природы и неживой природы)
-Пожалуйста два желающих( у доски)
Неживая природа Живая природа
— Оцените правильность выполнения задания. (все верно)
3. Определение темы урока.
— Все ли царства живой природы у нас представлены? Какого же царства нет? (царства животных)( прикрепляется табличка)
— О чём же мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему нашего урока. (Животные) (Слайд 2 )
— Животные- часть природы. Роль животных в природе
— А что вы знаете о животных? (Дикие и домашние; растительноядные, хищники, всеядные; животные, которые впадают в спячку; животные обитают везде).
Отвечают на вопросы учителя.
Источник
Урок 23 по окружающему миру
Цель: обобщить знания учащихся о живых телах природы, о роли животных в природе.
Оборудование : рисунки с изображением различных животных, схемы цепей питания.
I. Организационный момент.
II. Знакомство с новым материалом.
– Сегодня мы начинаем изучать новый раздел «Животный мир
Земли».
– О чем вы узнаете в этом разделе?
– На какие вопросы вы ответите?
– Что называют телом природы?
– Какие тела природы вы знаете?
– Почему растения относят к живым телам природы?
– Рассмотрите рисунки на с. 86. Расскажите по ним о роли животных в природе.
2. Чтение и анализ текста на с. 87–88.
– Какую роль играют птицы в природе?
– Как вы понимаете высказывание о том, что животные помогают растениям «переезжать» на другое место жительства?
– Какую пользу приносят природе насекомые?
3. Игра «Узнай животного по описанию».
Ведущий описывает какое-либо животное, не называя его, а играющие угадывают, кто это. Если описание составлено удачно и животное узнано, то ведущий получает поощрение, если нет – штрафное очко.
Игру начинает учитель.
1) Эти птицы великолепно приспособлены к жизни среди болот и водоемов. Они умеют проворно лазать в тростнике и отлично плавают. Голос у них очень неприятный, а у некоторых напоминает ужасной силы рев. Питаются эти птицы в основном рыбой, но когда ее нет, с удовольствием едят лягушек, мелких птиц, червей и раков. Гнезда строят эти птицы в камышах или на больших деревьях. Что это за птица? (Цапля.)
– Какую роль играют цапли в природе?
2) Живут эти животные на опушках, в перелесках, заросших кустарником оврагах. Единственное животное, которое может подпустить человека довольно близко. Если это животное чувствует приближение какого-либо зверя, он не убегает потому, что у него иной способ защиты: почуяв опасность, он сворачивается в клубок и выставляет свои острые твердые иглы. (Еж.)
3) Это животное – самая большая и грозная из крупных кошек. В зоопарке или цирке это животное кажется очень ярким зверем. Но на воле оранжевая с черными полосами шкура очень хорошо его маскирует. (Тигр.)
Игру продолжают ученики.
4. Беседа «Может ли природа существовать без животных».
– Как вы думаете, может ли природа существовать без животных? Почему?
– А разве нельзя было обойтись природе без насекомых?
– Как дождевой червь улучшает почву?
– Какую пользу приносят пчелы, шмели, бабочки?
– Вы убедились, что животные – это часть природы. Жизнь всех обитателей природы – растений, грибов и животных – тесно взаимосвязана. Ведь растения служат кормом для многих животных, а животные распространяют плоды и семена растений.
5. Игра «Кто быстрее составит цепь питания».
На столах лежат рисунки с изображением животных, растений, грибов. Детям предлагается на скорость составить цепи питания и объяснить место каждого животного и растения в цепях питания.
6. Выполнение задания в рабочей тетради № 1.
– Как взаимосвязаны растения и животные?
– Какую роль играют животные в природе?
Домашнее задание: прочитать текст учебника на с. 86–88, подготовить сообщение «Мое любимое животное».
Источник