Животное обладает чувственным познанием

Могут ли животные мыслить?

Мышление — это психический процесс. Психика у животных есть. Глупо отрицать этот факт. Но принимать психику за мышление я бы не стал.

Мышление в отличие от других психических процессов совершается в соответствии с определенной логикой. В структуре мышления выделяются логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.

Результатом сравнения, кроме того, может стать классификация, первичная форма теоретического познания, которого у животных вы не найдете.

Анализ – это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Синтез есть построение целого из аналитически заданных частей. Животные на это не способны.

Анализ и синтез относятся не только к отвлеченному мышлению, но и к чувственному восприятию. Видимо, именно эта сторона психики животных более всего похожа на мышление. Животное может выделить среди массы людей своего хозяина, или семью хозяина, и это может напоминать анализ: то есть, выделение чувственного свойства объекта, до того должным образом не выделявшегося. Анализ, как операция мышления, вычленяет существенное. Для собаки, к примеру, существенно отличать хозяина от вора. Но даже на таком примитивном уровне не всем собакам удается взять столь незначительную интеллектуальную высоту. Тем более, животному, в отличие от животновода, недоступен теоретический, практический, образный и абстрактный интеллект.

Мышление — это не просто какое-то свойство типа хвоста или шерсти. Это способность в развитии. Отсутствие развития говорит об отсутствии способности. Животные не совершенствуют способностей анализа, синтеза и обобщения. Напрочь у животного отсутствует такая операция мышления как изучение.

Абстракция – это выделение не существующего реально аспекта. Абстрагирование выполняется на основе анализа и синтеза. Результатом этих операций выступает формирование понятий. Вы можете последовательно потрошить меня мясницким топором, мучить голодом, жаждой и щекоткой, но я не поверю, что животные могут создавать понятия.

Абстрагированными могут стать не только свойства, но и способы решения задач. Их перенос в другие условия возможны лишь когда выделенный способ решения осознан безотносительно к конкретной задаче. Вряд ли животное может перенести навык решения одной задачи на другую. Значит, и это свойство мышления у моего кота отсутствует.

Обобщение выступает как соединение существенного в данном явлении и связывание его с классом явлений. Понятие как форма мысленного обобщения, опять же недоступно горилле.

Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего определения – понятия – выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.

Читайте также:  Распространение животного заяц русак заяц беляк

То, что нам кажется мышлением животных не содержит в себе ни конкретизации, ни обобщения, ни анализа, ни синтеза, сомневаюсь, чтобы животные могли делать сравнения иначе, как под действием инстинкта и только ситуативно. Следовательно, животные не мыслят.

Но что заставляет нас верить, что они все же мыслят? Сходство, состоящее в том, что за мышлением человека часто стоит инстинкт. Инстинкт использует мышление, может выразить себя в мышлении, отчего нам кажется, что инстинкты, наличествующие в животных, тоже способны проявлять себя в мышлении. То ли к сожалению, то ли к счастью, это не так.

могут. Миллионы раз доказано. Интересная книга с аналогиями, примерами, научными фактами на похожую тему «Апгрейд обезьяны. Большая история маленькой сингулярности». Советовал бы аудиКнигу и советовал бы пропустить главы «о сотворении мира». Аудио книга: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3110179 .
Автор книги: Александр Никонов. Убедится в том, что Никонов ох=ренный человек можно по следующему видео:
Александр Никонов vs Чаплин (Поединок)

Считается, что они не могут мыслить абстрактно (хотя этот тезис, безусловно, спорный) , но некоторые из них могут считать (где-то до 5-8),планировать на несколько минут вперёд, делать выбор. Более того, они видят сны, что так же косвенно свидетельствует о их способности думать.

Мыслить — значит думать на абстрактные темы, не связанные непосредственно с окружающим миром. Абстрактное мышление — это дар (или проклятие) исключительно разумного существа. Неразумным животным мыслить не свойственно, ибо это лежит вне области их задач и способов взаимодействия с природой.
Хотя, если причислить человека разумного к животным.

Человек разумный — это один из видов животных, обитающих на планете Земля. И зачатки практически всех его способностей к мышлению имеются в животном мире. Особенно интересны (для меня) кооперация волков в период охоты и распределение семейных обязанностей у крыс.

Животные «мыслят», но у них нет выбора в их мыслительной деятельность. Инстинкты направляют их действия, тогда как выбор предполагает наличие свободы воли, а у животных её нет. Они изначально поступают оптимальным для себя образом повинуясь инстинктам и даже не предполагют, что поступить можно было бы как-то иначе (в этой связи, в своей жизни они более умны, чем люди, но жизнь их более ограничена в возможностях, чем жизнь человека — отсюда и дано право человеку выбирать на фоне всего то, что хорошо, сиречь творить.) Животные не творят, они воспроизводят всё по неким программам, которые не допускают никаких отклонений в следовании им. Кроме того, у человека есть потенциал развития, который он может раскрыть за всю свою жизнь, а может и не раскрыть, тогда как у животного весь период обучения к полноценной жизни заканчивается периодом детства (и полученных навыков в этот период ему оказывается вполне достаточно, чтобы прожить свою жизнь «правильно» и полноценно), тогда как человек может обучаться (развиваться) всю свою сознательную жизнь и всё равно будет под конец своей жизни делать ошибки, которые могут привести его самого или его окружение к катастрофам.

Читайте также:  Козерог животное где обитает

Источник

Чувственная душа, чувственное познание, вожделение и движение

Животные, помимо вышеупомянутых функций, обладают также ощущениями, аппетитом (или вожделением) и движением. Необходимо принять конечный принцип, ответственный за эти функции, и это — душа чувственная.

Первая функция чувственной души — ощущение, которая из всех трех наиболее важная. Предшественники объясняли ощущение как аффект, страсть, или изменение, которое претерпевает схожее под воздействием схожего; другие (Демокрит и Эмпедокл) объясняли его как действие неподобного, несхожего. Аристотель идет дальше, отталкиваясь от этой гипотезы, и видит ключ в решении этой проблемы в концепции потенции и акта. Логика его такова: мы обладаем способностью ощущать не актуально, но потенциально. Топливо не горит, пока мы его не подожгли. Так и способность чувствовать становится актуальной, когда есть контакт с актуально чувственным объектом. Способность чувствовать потенциально есть то, что присутствует в самом чувстве. Оно страдательно, пока в контакте с неподобным, в совершившемся акте чужое становится своим, а неподобное — подобным.

Но, спрашивается, что значит стать узнаваемым, подобным в чувстве? Ясно, что идет речь не о такой ассимиляции, которая имеет место в процессе питания, где ассимилируется материя. В чувстве, напротив, ассимилируется форма. Чувство — это способность принимать чувственные формы без материи, говорит Аристотель, подобно тому, как воск принимает след от кольца, его форму, неважно, из золота оно или из железа. Подобным образом, на чувство действует какое-либо вещество, имеющее тепло, звук, запах, но не в силу своей особенности, а потому, что оно имеет данное качество благодаря форме.

Стагирит далее анализирует пять чувств и ощущений, характерные для каждого из них. Когда чувство воспринимает собственный чувственный объект, его ощущение безошибочно. Помимо специфических восприятий, есть и общие, как, например, движение, покой, фигура, величина, которые рассчитаны на прием не одним из пяти чувств, но сразу всеми. Можно, следовательно, говорить о т.н. «здравом смысле», об общем чувстве, которое неспецифично, т.е. действует, собирая восприятия, общие для всех. Несомненно, можно говорить и о «здравом смысле», имея в виду восприятие о восприятии, ощущение об ощущении, но, когда чувство работает в неспецифическом режиме, можно легко впасть в ошибку.

Читайте также:  Эссенциальные фосфолипиды животного происхождения

Из ощущения рождаются фантазия, продуцирующая образы, память, которая их сохраняет, наконец, опыт, аккумулятор мнемотических фактов.

Другие две функции чувственной души — аппетит [38] и движение. Аппетит возникает как следствие ощущения. «Все животные имеют, как минимум, осязание, а, значит, чувствуют удовольствие и боль; стало быть они испытывают желание: действительно, желание — это аппетит к приятному».

Движение живых существ происходит из желания. «Способность желать — единственный мотор», ведь желание — это разновидность аппетита. Желание приводит в движение животное в направлении к объекту желания, имеющего при этом чувственное представление. Стало быть, аппетит и движение самым тесным образом зависят от чувства.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

что развито у животных ощущение или восприятие.

И животных имеется и то, и другое.
Ощущением называется простейший психический процесс отражения отдельных свойств внешних предметов, а также внутренних состояний организма, возникающий в результате непосредственного воздействия материальных раздражителей на соответствующие рецепторы.
Животные способны воспринимать следующие типы стимулов:

* атмосферное давление (в частности, звук)
* химическое вещество, его концентрация (в частности, вкус)
* влажность
* механическое напряжение
* повреждение тканей
* осмотическое давление
* положение тела
* температура
* электромагнитное излучение (в частности, свет)

Восприятием называется отражение в сознании предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на рецепторы в форме целостных образов.
Образы восприятия отличаются следующими особенностями:

а) объективация, вынесение образа вовне. Воспринимая какой-нибудь предмет (дерево, книгу и т. д.) , мы осознаем его не как наше субъективное психическое переживание, а как объективный, вне нас существующий предмет.
б) целостность. Восприятие всегда имеет целостный характер: в получаемых в процессе восприятия конкретных образах предметов внешние явления отражаются в их целостности, в органической совокупности их свойств и качеств.

Целостный характер восприятия обусловлен прирожденной мозгу способностью видеть в воспринимаемом предмете то, что составляет его особенность как целого предмета, а затем уже выделять присущие ему элементы. Эта способность развилась еще у животных в процессе их приспособления к условиям окружающей среды, в которой они сталкивались всегда, и прежде всего с предметами и явлениями в их целостности и обособленности. Эта способность усовершенствовалась у человека в процессе труда: чтобы трудиться, человеку приходилось иметь дело с целостными объектами и орудиями труда; но вместе с тем труд вынуждал человека усматривать в них и отдельные их части, чтобы эффективнее использовать эти объекты и орудия в своей производственной деятельности; таким образом развилась и усовершенствовалась способность дифференциации отдельных частей и элементов целостной вещи.

Источник

Оцените статью