Перцептивная психика у животных
На низшем уровне перцептивной психики находятся высшие беспозвоночные животные — членистоногие и головоногие моллюски. Членистоногие могут передвигаться по суше всеми возможными способами (ползание, хождение, бег, прыжки). В воде членистоногие плавают, ныряют, ползают по грунту и даже бегают по поверхности воды. У насекомых впервые появился совершенно новый способ передвижения — полет с помощью крыльев.
Согласно сложной и высокодифференцированной организации двигательного аппарата, находится и сложное строение центральной нервной системы членистоногих и моллюсков: главные ганглии сливаются вместе и образуют мощный надглоточного ганглий (головной мозг), состоящий из нескольких отделов — афферентного, эфферентного и ассоциативного.
Наиболее типичными представителями низшего уровня развития перцептивной психики среди членистоногих насекомые
Большую роль в их жизни играет зрение. Главный орган зрения — это фасеточный глаз, обеспечивает так называемый «мозаичное зрение», поскольку каждая фасетка воспринимает лишь небольшую частичку окружающей среды. В мозгу насекомого зрительные изображения синтезируются в целостную картину, как это происходит и в позвоночных животных. Насекомые очень близоруки. Так, четкое видение бабочки крапивницы возможно только на расстоянии 2-3 см, а от объектов, расположенных на расстоянии 5-7 см и далее, насекомые получают расплывчатое изображение, но, видимо, этого вполне достаточно для общей ориентации в пространстве.
Вершиной развития инстинктивных компонентов общения в членистоногих ритуализация, которая особенно четко выражена в репродуктивном поведении насекомых, в частности в «ухаживании» самцов, специализированных звуковых сигналах и территориальной поведении. После известных работ К. А. Фабра по изучению сложных форм поведения насекомых долгое время господствовало представление о жесткой детерминированности этого поведения генотипом. Однако в действительности инстинктивное поведение насекомых также совершенствуется обучением, но это обучение выполняет вспомогательную, хотя и весьма заметную роль. Так, роль обучения в поведении насекомых отчетливо проявляется в танцах пчел: каждая пчела должна научиться «понимать» язык этого танца. В разных рас пчел отдельные компоненты танца несут различную информацию.
Высший уровень перцептивной психики присущ большинству позвоночных животных
Однако только у высших позвоночных животных оказываются все сложные проявления психической деятельности, которые вообще встречаются в животном мире.
Перцептивная психика предполагает наличие у животных различных, взаимодействующих между собой сенсорных систем, которые в целом дают адекватное отражение окружающей действительности. Поэтому у всех классов позвоночных развитые практически все виды чувствительности, правда, в разной степени. Так, у многих млекопитающих ведущую роль в жизни играет обоняние. Например, крот слышит добычу сквозь толщу земли, а белый медведь — сквозь лед. Всем известны замечательные способности собак с их острым обонянием.
Зрение лучше развит у птиц и приматов. Он играет важную роль в при добыче пищи, защитной, репродуктивном поведении, обеспечивая четкую ориентацию животных в пространстве. Почти все позвоночные способны к предметному восприятия, в частности к восприятию формы. Поэтому практически все позвоночные находятся на стадии перцептивной психики, хотя в пределах этой группы животных наблюдаются существенные различия между низшими и высшими позвоночными.
Высшие позвоночные в очень сложных ситуациях могут отличать отдельные детали в различных объектах и познавать эти объекты в очень измененном виде. Следовательно, у них есть достаточно сложные представления, в которых фиксируется в общем виде индивидуальный опыт, позволяющий животному легче ориентироваться в изменчивой окружающей среде при временном отсутствии жизненно важных раздражителей.
Многим позвоночным свойственна довольно сложная умственная деятельность
Так, у голубей есть врожденная способность к навигации и восприятия времени, они хорошо распознают зрительные образы, их можно научить различать изображения различных ландшафтов. Голуби способны в определенной степени к понятийного невербального мышления: они узнают воду в форме капель, бурной реки или спокойного озера; человека — независимо от того, одет он или голый, одн или в толпе и т. д.
В то же время голуби (и обезьяны) не способны отличить изображения птиц разных видов от изображений животных других классов, то есть они не могут оперировать понятиями «птица» и «животное», хотя легко отличают отдельные конкретные изображения. Однако хотя голубь способен образовать понятие воды, дерева, человека, этот процесс не требует особого умственного абстрагирования или наличия психических образов — голуби могут просто распределять объекты внешнего мира на определенные категории. И все же способность к предметному восприятию, анализу и обобщению, а тем самым к формированию представлений является важной предпосылкой образования сложных навыков и невербальных понятий у позвоночных животных.
Источник