- Компоненты экосистемы. Пример связи живой и неживой природы.
- Живая и неживая природа
- Свойства живых организмов
- Компоненты экосистемы
- Классификация экосистем
- Мир неживой природы
- Основные характеристики неживой природы
- Презентация по окружающему миру на тему »Жизнь экосистемы»
- Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС
- Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей
- Особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей
- Описание презентации по отдельным слайдам:
- Краткое описание документа:
Компоненты экосистемы. Пример связи живой и неживой природы.
Мир живой и неживой природы всегда находится в тесном взаимодействии. Растения и животные являются живыми существами. Растениям для выживания нужен воздух, вода, свет, питательные вещества, пространство и оптимальная температура. Животные нуждаются в воздухе, пище, воде, укрытии и пространстве. Все живое на Земле способно размножаться и создавать себе подобных. Неживые природные объекты, такие как солнце, камни, вода и земля, не растут и не размножаются. Несмотря на очевидные отличия, живая и неживая природа (картинки ниже) тесным образом связаны между собой.
Живая и неживая природа
Земля наполнена биологическим разнообразием огромного количества форм жизни. Сюда относятся все живые организмы: растения, животные, люди. Мир также наполнен неживыми объектами. Неживые вещи не состоят из живых клеток, как правило, они не растут и не могут создавать себе подобных. Солнечный свет, воздух, горные породы, вода и формы рельефа (холмы, долины, горы) — все это примеры неживых объектов природы. Однако то, что они неживые, вовсе не означает, что они не важны для выживания других организмов.
Можно встретить следующий пример связи живой и неживой природы. Организмы нуждаются в почве, которая состоит из крошечных каменных кусочков и небольших фрагментов мертвых растений и животных. Живущие в почве существа чаще всего слишком малы, чтобы увидеть их без микроскопа.
Свойства живых организмов
Все живые организмы могут совершать движения, некоторые из них могут двигаться активно, бегать, ходить, плавать, летать (животные), а некоторые показывают незначительные перемещения в пространстве (растения). Все живое обменивается газами с окружающей их средой. Животные потребляют кислород и выдыхают углекислый газ. Этот процесс называется дыханием. Еще одним признаком, отличающим живую природу от неживой, является экскреция, или удаление продуктов обмена из организма. Если эти отходы будут долгое время оставаться в организме, они могут постепенно отравить его.
Когда живые существа питаются, они получают энергию. Часть этой энергии используется для роста. Организмы становятся крупнее и имеют более сложную организацию по мере своего взросления. Яркий пример связи живой и неживой природы демонстрирует зависимость животных и растений от окружающей их среды. Они реагируют на солнечный свет, тепло, холод и различные звуки, производимые неживой природой. Среди свойств живой природы важное место занимает способность к размножению. Причем этот признак характерен как для животных, так и для растений.
Компоненты экосистемы
Что такое экосистема? Это сообщество организмов, взаимодействующих друг с другом, а также с неживыми компонентами природы с целью устойчивого развития и адаптации к меняющимся условиям окружающей среды. Живая, неживая природа (2 класс в школе — время для изучения этой темы по природоведению) — все это компоненты экосистемы. Все живое в экосистеме является либо производителями, либо потребителями. Они называются еще биотическими компонентами.
Производители могут производить органические компоненты, например, растения с помощью фотосинтеза могут производить крахмал, углеводы, целлюлозу. Потребителями являются компоненты, которые зависят от производителей в зависимости от способа питания. Среди неживых объектов природы выделяются физические и химические факторы, которые непосредственно или косвенно влияют на живые организмы, например, воздух, вода, земля, камень и другие. Их еще называют абиотическими компонентами. Физические факторы включают в себя солнечный свет, воду, огонь, почву, воздух, температуру и другие. Химические факторы включают влажность, соленость воды, минералы, химические элементы и так далее.
Классификация экосистем
Можно привести такой пример связи живой и неживой природы, где благодаря абиотическим факторам различные экосистемы развиваются по-разному. Эти факторы, их взаимодействие друг с другом и с биотическими составляющими привели к формированию различных типов экосистем. Среди них есть наземная (леса, луга, тундра, пустыня), почвенная и водная (море, океан, реки, озера и так далее) экосистемы.
Мир неживой природы
В мире природы любой объект, который не обладает всеми характеристиками живых существ, является неживым компонентом экосистемы. Живая клетка состоит из ряда органических и неорганических химических веществ, которые сами по себе неживые, но в живом организме они становятся жизненно важными составляющими. Важнейшей характеристикой неживых вещей является отсутствие протоплазмы, которая является фундаментальной основой жизни.
Основные характеристики неживой природы
Неживая природа не состоит из клеток, для нее не свойственна структурная организация тканей, органов или систем органов. Как таковых размеров неживая природа также не имеет. Жидкости принимают форму емкости или контейнера, в котором они находятся. Вода при нагревании переходит в газообразное состояние или может быть даже заморожена до твердого состояния.
Движение никогда не происходит само по себе, оно возможно только при внешнем воздействии. Рост возможен только путем добавления материалов извне. Например, кристалл в растворе или снежинка может увеличиваться в размере за счет накопления частиц собственного блока на наружной поверхности исходного тела.
Отсутствие питания, выделения, дыхания, размножения, чувствительность и адаптация являются характеристиками неживых объектов. Одним из главных свойств является неограниченный срок существования, иначе говоря, бессмертие. Все неживое на Земле можно разделить на два основных типа:
- Неживые вещи, которые никогда не были частью живого существа. Например, стекло, камень, золото, любые химические элементы и другие подобные примеры.
- Неживые вещи, которые когда-то были частью живого существа. Лучший тому пример – уголь, который образовался в результате гибели и разложения живых растений. Бумага сама по себе не живое существо, но она также сделана из деревьев. Этот пример связи живой и неживой природы наглядно показывает, что при наличии определенных обстоятельств и времени возможен постепенный переход от живого к неживому.
Экосистема представляет собой богатый природный мир. Живая и неживая природа, картинки и примеры связи которых можно встретить повсюду, находятся в сложных отношениях. Эта активность показывает взаимосвязь всех элементов экосистемы. Например, незначительное загрязнение воздуха может повлиять на амфибий, которые очень чувствительны к внешним воздействиям, так как они дышат через кожу. Это может привести к увеличению числа насекомых в пищевой цепи. Повышенная популяция насекомых может изменить состояние растений, вплоть до тотального уничтожения определенных разновидностей, и так далее. Таким образом, одно небольшое изменение в экосистеме может вызвать настоящую экологическую проблему. В здоровой экосистеме всегда имеется достаточное биоразнообразие растений, животных и мест их обитания, а также существует баланс между живыми и неживыми ее компонентами.
Источник
Презентация по окружающему миру на тему »Жизнь экосистемы»
В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.763 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».
Курс повышения квалификации
Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС
К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)
В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.763 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».
Курс повышения квалификации
Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей
К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)
В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.763 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».
Особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей
Описание презентации по отдельным слайдам:
4 слайд Атмосфера
Воздушная оболочка
(от греч. «атмос» – воздух, «сфера» – шар)
Она защищает Землю от перегрева и переохлаждения.
Атмосфера состоит из газообразных веществ.
Все живые организмы дышат атмосферным воздухом.
5 слайд Гидросфера
Водная оболочка
(от греч. «гидро» – вода, «сфера» – шар)
Гидросфера состоит из жидкости. Образуют её подземные воды, реки, озёра, моря и океаны.
На глобусе она обозначена синим цветом.
6 слайд Литосфера
Каменная оболочка
(от греч. «литос» – камень, «сфера» – шар)
Литосфера состоит из горных пород, большинство из которых твёрдые.
Суша, земля – твёрдое состояние вещества.
Что такое биосфера?
Где обитает большинство живых организмов?
8 слайд Биосфера
Живая оболочка Земли, где распространена жизнь
(от греч. «био» – жизнь,
«сфера» – шар, оболочка)
Живые организмы населяют всю биосферу:
это нижние слои атмосферы,
вся гидросфера
и верхние слои литосферы.
10 слайд Где же всё-таки живут растения и животные – в экосистеме или в биосфере?
Биосфера-это часть экосистемы,
или
экосистема –часть биосферы?
11 слайд Какой возникает вопрос?
Что произойдет,если убрать комаров (и других вредных животных)?
Что необходимо для поддержания порядка в экосистеме?
Прочитайте проблему урока на стр. 40 учебника.
Тема урока: «Жизнь экосистемы».
13 слайд Совместное открытие знаний
Экосистема – это единство живой и неживой природы в котором поддерживается круговорот веществ.
Вывод:
производители
потребители
разрушители
воздух
вода
горные породы
почва
14 слайд Совместное открытие знаний
Прочитайте текст на стр.40 и ответьте на вопрос: Что такое природное сообщество?
В экосистеме нет ничего лишнего: всё, что в ней
производится, полностью используется её обитателями.
Благодаря этому экосистема существует без
посторонней помощи как угодно долго.
Причина такой устойчивости состоит в том, что обитатели экосистемы приспособились к совместной жизни.
Поэтому все обитающие в экосистеме живые организмы разных «профессий» называют сообществом.
15 слайд Совместное открытие знаний
Догадайтесь, что обозначают стрелки коричневого и зелёного цвета?
Зеленые стрелки показывают, кто чем питается.
Цепь питания.
Коричневая стрелка показывает передачу минеральных веществ. Разрушители поглощают погибшие организмы и в результате своего обмена веществ оставляют в почве минеральные вещества, которые используют растения.
16 слайд Совместное открытие знаний
С помощью разрушителей цепи питания замыкаются в круговорот.
Одни и те же частицы вещества используются разными существами
много раз. Они передаются по кругу, но не пропадают, а только
видоизменяются.
17 слайд Подводим итог урока:
Жизнь экосистемы.
Понять, что живая и неживая природа
связаны друг с другом,
и своими усилиями поддерживают
круговорот веществ.
В природном сообществе нет
ничего лишнего
Цель:
Тема:
18 слайд “Природа, милая,
тебе одной я внемлю,
Ты подарила мне и небеса,
и Землю.
И их помощником я буду
век за веком,
Лишь оттого, что я родился человеком!”
Краткое описание документа:
Эта презентация поможет учителю в работе по окружающему миру для 3 класса по Программе «Школа 2100».
Тема урока-Жизнь экосистемы.
Учащиеся смогут закрепить основные понятия «Атмосфера, Гидросфера, Литосфера и Биосфера».
Вспомнить и повторить «Круговорот веществ в природе».
Отработать такие понятия как «Производители- Потребители- Разрушители».
На наглядных примерах и заданиях ученики смогут понять, что такое ЭКОСИСТЕМА в целом, и что такое природное СООБЩЕСТВО.
Что называется ЦЕПЬЮ ПИТАНИЯ и как ее составить.
Почему жизнь в сообществе зависит от ее обитателей.
Источник