Жизнь природы зимой старшая группа

НОД «Зимние явления в природе»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект НОД «Зимние явления в природе» в старшей группе.

Цель: расширение представлений детей о зимних явлениях в природе.

-закрепить с детьми признаки зимы, сезонные изменения в природе, зимние явления в природе;

-закреплять знания о зимних месяцах;

-развивать умение получать знания о свойствах снега, воды в процессе экспериментирования;

-развивать умение детей давать развёрнутые ответы, развивать воображение детей.

-воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.

Словарная работа: снегопад, метель, иней, вьюга, изморозь, наст, оттепель, гололедица, туман.

Предварительная работа: наблюдения за зимней погодой; рисование на темы «Зимний пейзаж», «Иней покрыл деревья», «Зима».

Оборудование: мультимедийный проектор, проекционный экран, ноутбук, музыкальный центр, презентация на тему «Зимние явления в природе».

Материалы: запись музыки П. И. Чайковского «Времена года», бумажная снежинка, тазики со снегом, формочки, салфетки, картинки с изображением разных времен года для игры «Что лишнее? », 2 обруча.

1. Организационный и сюрпризный момент.

Воспитатель: Мы с вами живём в России и имеем возможность любоваться всеми временами года. Каждое время года радует своей неповторимостью. Весна рассыпает по земле изумруды зелени; лето раскрашивает землю всеми цветами радуги; осень одаривает землю золотом листьев; а зима щедро укутывает землю серебром снежинок. Зима – это самое волшебное время года. Наша русская зима, словно сказочное царство, где происходят различные чудеса.

Ребята, я сегодня шла в детский сад и нашла волшебную снежинку. А на ней загадка (про зиму). Отгадаем загадку?

Воспитатель: Правильно. Сейчас идет зима. Какие приметы зимы вы знаете? А какие зимние месяцы существуют? С какого месяца начинается зима? А с какого – Новый год? Кто мне скажет, каким месяцем заканчивается зима?

Воспитатель: Молодцы! Я хочу рассказать вам о зимних явлениях природы, некоторые из них вы уже знаете.

2. Просмотр презентации «Зимние явления в природе».

Под музыку П. И. Чайковского «Времена года» дети просматривают презентацию «Зимние явления в природе».

Воспитатель: Давайте, слушая красивые звуки природы, посмотрим зимние пейзажи. Посмотрите, пожалуйста, какая красота! (слайд №2).

Воспитатель: Ребята, это зимние месяцы (слайд №3). Какие зимние явления природы мы здесь видим? (слайд №4, 5)

Ответы детей: Мы видим снегопад.

Воспитатель: Как называется зимнее явление, когда идёт сильный снег, дует, завывает ветер? (слайд №6)

Ответы детей: Это зимнее явление называется метель, вьюга.

Воспитатель: Чем отличается метель от вьюги?(метель — ветер переносит снежные массы в одном направлении, вьюга — в разных направлениях, кружит)

Воспитатель: Но зимой бывает и так, что становится теплее, снежок подтаивает. На снегу образуется твердая корочка «наст» (слайд №7). На крышах и деревьях появляются сосульки (слайд №8). Такое состояние погоды называется «оттепель». Гололед – это слой плотного льда, образовавшийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы при замерзании переохлажденного дождя и мороси (тумана).(слайд №9)

Читайте также:  Возобновимые природные ресурсы экология

Воздушный пар превращается в капельки воды, когда остывает. Это и есть туман (слайд №10). В мороз туман образуют мельчайшие кристаллики льда, которые потом, падая на деревья, образуют иней, такая зимняя роса. Чаще всего так и бывает. Сначала туман, потом иней. Значит, туман — это слишком насыщенный льдинками воздух.

Воспитатель: Когда ночью немного подмораживает, на деревьях и кустарниках появляется красивый иней (слайд №11).

Изморозь и иней образуются в морозную погоду из водяного пара, но иней окутывает предметы тонким слоем, а слой изморози довольно толстый и нарастает равномерно со всех сторон. Да и по внешнему виду иней не такой пушистый и нарядный, как изморозь, переливающаяся разными цветами.

По ходу обсуждения звучит спокойная музыка, и показываются на экране картинки.

3. Дидактическая игра «Что лишнее? »

Воспитатель: А теперь давайте поиграем в «Что лишнее? » (среди разных картинок надо выбрать только те, которые относятся к зиме).

4. Экспериментальная деятельность.

Воспитатель: А сейчас ребята, мы с вами отправимся в снежную лабораторию, в которой происходят чудеса со снегом.

(Помощник воспитателя приносит тазики со снегом)

Воспитатель: Давайте посмотрим, что будет происходить со снегом в тёплом помещении? Какой становится снег?

Ответы детей: Снег становится влажным, липким.

Воспитатель: Давайте его потрогаем. Что можно сделать с таким снегом?

Ответы детей: Можно скатать комочек.

Воспитатель: А что происходит со снегом, когда мы его катаем в руках?

Ответы детей: Снег тает в руках.

Воспитатель: Что произойдёт со снегом, спустя некоторое время?

Ответы детей: Снег превратится в воду.

Воспитатель: Правильно ребята, снег растает и превратится в воду. А если мы эту воду нальём в формочки и поставим на улицу на мороз, что с ней произойдёт?

Ответы детей: Вода замёрзнет и превратится в лёд.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а снег в тарелочках уже превратился в воду. Можно ли эту воду назвать чистой?

Ответы детей: Нет, в ней видны частички грязи, пыли.

Воспитатель: Во время снегопада снег собирает в воздухе частички пыли. Поэтому, несмотря на то, что снег белоснежный, в нём содержится много грязи и микробов. Давайте аккуратно выльем воду в формочки.

Дети сливают воду в приготовленные формочки.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что произойдет с этой водой, если формочки вынести на холод? А если в эту воду добавить краску? (ответы детей) Я предлагаю вам сделать ледяные украшения, которыми можно будет украсить зимние деревья.

Дети добавляют в воду краску любого цвета.

Воспитатель: Мы с вами в эту воду добавим вот такие петельки и вынесем на улицу наши формочки. Когда вечером вы пойдете домой, то увидите свои формочки, в них уже будет цветной лёд. Вы вытащите из формочки свою цветную льдинку и повесите ее на деревья и кусты возле садика.

Читайте также:  Витамины низкомолекулярные органические соединения различной химической природы которые

Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня с вами беседовали? Что нового ты узнал? Чем тебе понравилось заниматься? Вам было интересно? Что именно тебе было интересно? Какие зимние явления ты уже знал? О каких зимних явлениях ты узнала сегодня?

Воспитатель: Дети, вы сегодня были внимательны, узнали много нового и закрепили свои знания о зимних явлениях природы. Теперь вы можете поделиться ими со своими младшими товарищами. Спасибо за занятие!

Источник

Конспект занятия «Зима в лесу» (старшая группа)

Цели: расширить и углубить представление о зимовке зверей, птиц. Учить отыскивать причины изменений в жизни животных, в изменении условий их обитания, устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать любовь к животным, стремление помочь в трудных условиях.

Оборудование: экран, проектор, слайды, кормушка.

Публикация «Конспект занятия „Зима в лесу“ (старшая группа)» размещена в разделах

Ход занятия

Раздаётся стук в дверь. Влетает сорока в клюве конверт. Воспитатель из конверта достаёт листок, читает загадку:

(зима) слайд 2

Ребята, по каким признакам мы можем определить, что пришла зима?

(деревья сбросили листву, понизилась температура воздуха, выпал снег, люди надели тёплую одежду, водоёмы покрылись льдом.) слайд 3, 4, 5.

Ребята, мы говорили о том, как меняется природа зимой, говорили о признаках зимы, но ведь животные — это тоже часть природы, значит, с ними тоже происходят перемены.

Как вы думаете, боятся ли звери, живущие в лесу, зимы? (нет)

А мы с вами сейчас узнаем. А для этого отправимся на прогулку в зимний лес. Согласны? (да) Тогда присаживайтесь на свои места.

Пушистый рыженький зверек

Какого цвета шубка у белки? (рыжая)

В какое время года белке нужна рыжая шубка (летом)

А зимой какого цвета шубка у белки? (серая) слайд 6.

Почему белка поменяла шубку? (тёплая, маскируется от врагов).

В каком домике живёт белка? (в дупле) слайд 7

Где белочка хранит свои запасы? (в дупле, под корнями деревьев)

Ай да белочка. Ай да хлопотунья-хозяюшка, приготовила себе на зиму тёплый уютный домик!

Комочек пуха, два длинных уха

Летом — серый, зимой — белый.

Ребята, посмотрите, не угрожает ли нашему зайчику опасность? Всё ли в порядке с его шубкой в зимнее время? (нет, забыл поменять шубку)

А зачем ему надо поменять шубку? (зимняя шубка теплее, белый цвет защищает от врагов)

Ачем же питается заяц зимой? (корой деревьев, веточками, озимыми)

У лисы в лесу глухом

Ой, ребята вы ничего не слышите? А кто это храпит?

Летом по лесу гуляет

Ребята, что делает медведь зимой? (спит)

Как называется его зимний дом? (берлога)

Зимой медведь просыпается? (нет)

А чем он питается? (подкожным жиром, который нагулял летом и осенью)

Угрюмый недотрога живёт в глуши лесной

Иголок очень много, а ниток ни одной.

Чем у ежа покрыта вся спинка?

Как защищается от врагов? Чем питается?

А как ёжику живётся в лесу зимой?

Дети все животные засыпают в своих домиках зимой? Давайте вспомним, какие животные не впадают в зимнюю спячку? (волк, лиса, заяц, лось, олень)

Читайте также:  Диэтаноламид жирных кислот природных масел

А сейчас проверим, правильно ли вы назвали животных! (слайд 11)

Сколько птиц к кормушке нашей

Ребята, а кто помимо животных живёт в лесу зимой (птицы)

А каких зимующих птиц вы знаете? (снегирь, синица, сова, дятел, сорока, ворона, воробей) Слайд 12, 13.

Посмотрите, ребята, кто на картинках лишний? (ласточка, лебеди) Куда улетают эти птицы на зиму? (на юг) Остались зимующие птицы. Слайд 14.

Чем они питаются? (семенами растений, ягодами рябины)

Дети, всегда ли животным и птицам хватает корма зимой? (нет)

Кто помогает им в трудной ситуации? (люди) слайд 15.

Свистнет ветер лё гкокрылый:

«Здравствуй, зимушка- зима»

Вновь для птиц кормушки ставят,

«Здравствуй, зимушка-зима» слайд 16

Вот и закончилась наша прогулка в зимний лес.

Ребята, а вы готовы помогать птицам, прилетающим на наш участок? (да)

Посмотрите, что у меня в руках? (кормушка) Сегодня на прогулке мы с вами повесим эту кормушку и будем подкармливать птиц. Этим мы поможем им пережить холодную зиму! Согласны? (да)

Конспект игры-занятия «Путешествие по сказочному лесу». Старшая группа Конспект игры- занятия «Путешествие по сказочному лесу» Старшая группа. Воспитатель Скоробач Анна Игоревна Цель: Учить детей анализировать.

Конспект интегрированного занятия «Зима серебристая» (старшая группа) Цель: обобщить представления детей о зиме, закрепить их знания о характерных признаках зимних месяцев, учить устанавливать связи и закономерности.

Конспект НОД «Зимний денек в лесу» (старшая группа) «Зимний денек в лесу» занятие-путешествие. старшая группа. Тема недели: «Зима пришла!» Образовательная область: познавательное развитие.

Конспект НОД «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу» (старшая группа) Задачи: формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Воспитывать любовь и зоботу к.

Конспект НОД по развитию речи «Зима. Зимующие птицы» (старшая группа, первый год обучения)

Конспект НОД по развитию речи «Зима. Зимующие птицы» (старшая группа, первый год обучения) Программное содержание: Коррекционно-образовательные цели: • актуализировать и активизировать словарь по лексической теме: «Зима. Зимующие.

Конспект образовательной деятельности «Зимушка-зима» старшая группа Задачи: Познавательное развитие. Закрепить знания о зиме приметах зимы. Развитие творческого воображения при отгадывании загадок о зиме.

Конспект занятия по рельефной лепке «Зима в лесу» в средней группе

Конспект занятия по рельефной лепке «Зима в лесу» в средней группе Задачи:учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме «Зима в Сибирском лесу» подготовительная к школе группа Задачи: Образовательные: Закрепить, систематизировать знания о животных сибирских лесов (внешний вид, образ жизни). Совершенствовать умение.

Конспект занятия по рельефной лепке в средней группе «Зима в лесу»

Конспект занятия по рельефной лепке в средней группе «Зима в лесу» Программное содержание: — закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе; — расширить и закрепить знания детей.

Сценарий праздника «Новый год в сказочном лесу» (старшая группа) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №14 “Аленький цветочек” Истринского муниципального.

Источник

Оцените статью