Конспект- занятия по познавательному развитию «Зимние явления в природе»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Цель: обогащение знаний детей об особенностях зимней природы.
1. Расширять знания детей о зимних явлениях природы: оттепель, иней,
снегопад, метель; совершенствовать умение рисовать широкие линии,
прикладывать кисть всем ворсом к бумаге.
2. Развивать познавательный интерес, устойчивое внимание, умение
делать выводы, коммуникативные навыки.
3. Воспитать культуру общения, поведения, эстетические чувства,
4. Активизировать речь: оттепель, иней, мороз, метель, вьюга, поземка,
Книга, снежинки с заданиями, фонограмма шум ветра, иллюстрации иней, снегопад, оттепель, метель, квадраты белой бумаги с нарисованными свечой предметами, кисть, гуашь, синяя, вода, салфетка.
Предварительная работа.
Чтение художественной литературы: Н. Бромлей «Снег», Е. Трутнева «Первый снег», М. Познанский «Снег идет», В. Архангельская «Летят снежинки — пушинки», И. Суриков «Зима», Е. Прошак «Зима», Усочев «Дед Мороз из Дедморозовки» и др. Рассматривание иллюстраций, наблюдение за снегом, снегопадом, метелью, опыты с водой.
Дидактические игры: «Круглый год», «Составь картинку», «Отгадай загадку», «Когда это бывает?», рисование нетрадиционными способами, отгадывание загадок, игры со снегом.
I Вводная часть.
+ Дорогие ребята, я рада вас видеть сегодня.
Давайте поделимся настроением со всеми.
Улыбнусь я себе,
Улыбнусь я тебе
Улыбаться мне не лень,
Улыбаюсь целый день.
— Ребята, скажите, а какое время года сейчас?
— Какие признаки зимы вам известны?
— Как вы думаете, чем пахнет зима? (снегом, елками, холодом)
— Что можно делать зимой на улице?
— А можно ли играть в такие игры летом? Почему?
Игра «Доскажи словечко»
С неба все скользят пушинки-
С красной грудкой … снегири
— А вы видели, как падает снег, когда нет ветра?
— Как называется это явление природы? (снегопад)
— Ребята, скажите, вы догадались, какая тема занятия сегодня? О чем будем говорить (ответы детей)
Сюрпризный момент: Снежинка
— Ой, что это, дети? Падает снежинка.
+ Да она не простая, на ней что-то написано.
+ Как вы думаете, кто написал нам послание на снежинке?
+ Вы узнаете, если отгадаете загадку.
Налетит на землю вдруг
Белый вихрь из белых мух.
Снег сугробом стелется
Это что? (метелица).
+ Ребята, это послание от Госпожи метелицы.
Настроенье украду!» Вернуть его сможете только вы, если выполните все мои задания».
— Как вы думаете, с какими временами года связаны задания Госпожи Метелицы? Почему?
II Основная часть.
Первое задание:
Дайте ответ – что такое оттепель?
Оттепель – это когда становится теплее, снег начинает таять, он мокрый и липкий, и тогда из него легко лепить снежинки.
Второе задание:
Расскажите, когда бывает иней?
После оттепели ударит мороз и на деревьях, проводах образуется пушистая снежинка бахрома – иней, все становится красивым, завораживающим.
Найдите на иллюстрации данное явление природы.
Третье задание:
Ответьте на вопросы:
— Как называют явление природы, когда дует сильный ветер и снежинки летят быстро, кружатся и наметает много снега? (вьюга, пурга, поземка)
— Какие трудности может принести метель людям?
(пешеходам трудно добираться до работы, дворникам приходится много кидать лопатой снега, трактористам чистить дороги для проезда машин, становится холодно дома нужно топить печь).
+ А сейчас, давайте поиграем и проверим кто из вас самый внимательный.
Игра «Хлопки».
Хлопните в ладоши, если это зимнее явление природы: капель, иней, листопад, снегопад, мороз, ледоход, вьюга, оттепель, метель, дождь, поземка.
Хочу посмотреть, как вы умеете играть.
- Физминутка «Снегопад, метель, поземка». Снегопад – кружатся и приседают; метель – быстро бегут, взявшись за руки; поземка – кружатся в приседе.
Пятое задание:
Какие месяцы зимы вы знаете?
+ Все ли задания мы выполнили?
III Заключительная часть.
+ О каких зимних явлениях мы говорили?
+А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу.
+ Все ли запомнили, со всеми ли заданиями справились?
Вы такие молодцы, что справились со всеми заданиями, очень смелые, что не побоялись Госпожи Метелицы. А как здорово рассказывал …, очень активны были …, Я вами очень довольна.
Источник
Конспект занятия по экологии «Зимние явления в неживой природе» (Старшая группа)
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
1. Формировать представление о снеге и его свойствах.
2. Учить детей отвечать на поставленные вопросы; анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.
3. Развивать мышление, игровой замысел, интерес к зимним явлениям природы.
4. Вызвать положительные эмоции; радость от открытий, полученных в результате опытов.
1.Рассматривание картин на зимнюю тематику.
2.Чтение стихотворений о зиме, снежинках.
3.Наблюдения за падающим снегом, снежинками, игры со снегом на прогулках.
5.Вырезывание снежинок из салфеток.
Дем. – модели планет (Солнца и Земли); наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега;
Разд. — одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке), снег, лупы по количеству детей, по половине разрезанного яблочка на салфетке, ложка одноразовая, три емкости воды, кружочки разного цвета, салфетки и полотенце.
Воспитатель говорит: «Ребята, сели удобно, послушайте стихотворение внимательно и скажите, всё ли в нём правильно»
Восп: Ребята, а вы знаете, почему наступает зима?
Восп: (обобщает ответы детей) Земля, наша планета, в зимнее время наиболее удалена от солнца, получает мало солнечных лучей, а значит тепла и света. Поэтому понижается температура воздуха, дни становятся короче, а ночи длиннее.
Восп: Одна из примет зимы — с неба падает снег. Как вы думаете, почему зимой идет снег, а не дождь?
Восп: А сейчас внимательно послушайте рассказ В.Архангельского «Летят снежные пушинки»
Беседа с детьми по содержанию прочитанного рассказа.
— О каких снежных пушинках идет речь?
— Давайте вспомним, какие образные выражения использовал автор? Как называл он снежинки? ( «Цветок с шестью лепестками», «Звездочка с шестью лучами»)
— Почему хрустит снег под ногами?
— Как автор говорит о беге зайца по насту?
— Кому трудно передвигаться по насту? Почему?
Поплясать теперь нам можно,
Попляши и встань в кружок.
Сегодня мы еще больше с вами узнаем о снеге. Теперь мы с вами ученые-исследователи (А кто такие ученые?) , будем выяснять, какой он снег и каковы его свойства. А помощником нашим будет специальный прибор для исследования. Найдите его на своих столах, как этот прибор называется? ( лупа) . А что такое лупа? ( увеличительное стекло).
3. Ребята, с утра я принесла в группу снег, а что же стало со снегом? (растаял) Почему? (на доску крепится снежинка с изображением 1 свойства, на снежинке нарисована капелька воды: снег тает в тепле). А как мы теперь будем исследовать снег? Где нам его взять? (попросим принести второго воспитателя, используя волшебное слово «пожайлуста») Давайте внимательно рассмотрим растаявший снег. Что вы видите? (вода грязная). Ребята, я видела, что некоторые дети едят снег. Правильно ли они поступают? А какой снег на ощупь? (холодный). Можно ли есть снег? (нет, снег холодный и может быть грязным)
4. Проведем эксперимент. У вас под плоскими тарелочками лежат геометрические фигуры, назовите их (круги) . Какого они цвета? Положите один круг на пустую тарелочку, наверх мы положим снег, а другой опустите в воду. Где круг видно, а где нет? Почему? (на доску крепится 2 снежинка: снег непрозрачный — нарисован закрытый глаз)
5. Сравним: какого цвета вода и снег (снег белый, вода бесцветная) А что еще бывает белым? (крепится 3 снежинка: снег белый — в центре снежинки вата).
6. Ребята, а как узнать, снег пахнет? (надо понюхать) . Понюхаем сначала яблоко, какое яблоко? (ароматное, душистое) . А теперь снег (у снега нет запаха) (крепится 4 снежинка: снег не имеет запаха — на снежинке нарисован нос)
8. Молодцы! Вы мне столько опытов показали, а сейчас я хочу вам показать, садитесь удобнее. Смотрите: у меня три баночки. В одну наливаем воду ( приглашается ребенок проверить температуру воды), (холодная). Во вторую нальем теплую, но как нам получить теплую воду, какую воду нужно налить сначала: горячую или холодную, почему? ( холодную, затем горячую). В третью баночку я налью горячую. В три баночки я буду опускать снег одновременно. Где снег растаял быстрее, а где медленнее? (чем теплее вода, тем быстрее растал снег, быстрота таяния снега зависит от температуры воды).
9. Ребята, а теперь давайте вспомним, какими свойствами обладает снег? (по окончанию каждого опыта на доску крепились снежинки со свойствами снега) . Обращает внимание детей на то, что снег — это замерзшие капельки водяного пара.
Воспитатель продолжает: «Ребята, а что мы любим больше всего лепить из снега зимой? (Снеговика) Давайте слепим из пластилина снеговиков». Занятие окончено.
Источник