Зимние явления природы старшая группа занятие

Конспект- занятия по познавательному развитию «Зимние явления в природе»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Цель: обогащение знаний детей об особенностях зимней природы.

1. Расширять знания детей о зимних явлениях природы: оттепель, иней,

снегопад, метель; совершенствовать умение рисовать широкие линии,

прикладывать кисть всем ворсом к бумаге.

2. Развивать познавательный интерес, устойчивое внимание, умение

делать выводы, коммуникативные навыки.

3. Воспитать культуру общения, поведения, эстетические чувства,

4. Активизировать речь: оттепель, иней, мороз, метель, вьюга, поземка,

Книга, снежинки с заданиями, фонограмма шум ветра, иллюстрации иней, снегопад, оттепель, метель, квадраты белой бумаги с нарисованными свечой предметами, кисть, гуашь, синяя, вода, салфетка.

Предварительная работа.

Чтение художественной литературы: Н. Бромлей «Снег», Е. Трутнева «Первый снег», М. Познанский «Снег идет», В. Архангельская «Летят снежинки — пушинки», И. Суриков «Зима», Е. Прошак «Зима», Усочев «Дед Мороз из Дедморозовки» и др. Рассматривание иллюстраций, наблюдение за снегом, снегопадом, метелью, опыты с водой.

Дидактические игры: «Круглый год», «Составь картинку», «Отгадай загадку», «Когда это бывает?», рисование нетрадиционными способами, отгадывание загадок, игры со снегом.

I Вводная часть.

+ Дорогие ребята, я рада вас видеть сегодня.

Давайте поделимся настроением со всеми.

Улыбнусь я себе,

Улыбнусь я тебе

Улыбаться мне не лень,

Улыбаюсь целый день.

— Ребята, скажите, а какое время года сейчас?

— Какие признаки зимы вам известны?

— Как вы думаете, чем пахнет зима? (снегом, елками, холодом)

— Что можно делать зимой на улице?

— А можно ли играть в такие игры летом? Почему?

Игра «Доскажи словечко»

С неба все скользят пушинки-

С красной грудкой … снегири

— А вы видели, как падает снег, когда нет ветра?

— Как называется это явление природы? (снегопад)

— Ребята, скажите, вы догадались, какая тема занятия сегодня? О чем будем говорить (ответы детей)

Сюрпризный момент: Снежинка

— Ой, что это, дети? Падает снежинка.

+ Да она не простая, на ней что-то написано.

+ Как вы думаете, кто написал нам послание на снежинке?

+ Вы узнаете, если отгадаете загадку.

Налетит на землю вдруг

Белый вихрь из белых мух.

Снег сугробом стелется

Это что? (метелица).

+ Ребята, это послание от Госпожи метелицы.

Читайте также:  Атф какова ее природа

Настроенье украду!» Вернуть его сможете только вы, если выполните все мои задания».

— Как вы думаете, с какими временами года связаны задания Госпожи Метелицы? Почему?

II Основная часть.

Первое задание:

Дайте ответ – что такое оттепель?

Оттепель – это когда становится теплее, снег начинает таять, он мокрый и липкий, и тогда из него легко лепить снежинки.

Второе задание:

Расскажите, когда бывает иней?

После оттепели ударит мороз и на деревьях, проводах образуется пушистая снежинка бахрома – иней, все становится красивым, завораживающим.

Найдите на иллюстрации данное явление природы.

Третье задание:

Ответьте на вопросы:

— Как называют явление природы, когда дует сильный ветер и снежинки летят быстро, кружатся и наметает много снега? (вьюга, пурга, поземка)

— Какие трудности может принести метель людям?

(пешеходам трудно добираться до работы, дворникам приходится много кидать лопатой снега, трактористам чистить дороги для проезда машин, становится холодно дома нужно топить печь).

+ А сейчас, давайте поиграем и проверим кто из вас самый внимательный.

Игра «Хлопки».

Хлопните в ладоши, если это зимнее явление природы: капель, иней, листопад, снегопад, мороз, ледоход, вьюга, оттепель, метель, дождь, поземка.

Хочу посмотреть, как вы умеете играть.

  1. Физминутка «Снегопад, метель, поземка». Снегопад – кружатся и приседают; метель – быстро бегут, взявшись за руки; поземка – кружатся в приседе.

Пятое задание:

Какие месяцы зимы вы знаете?

+ Все ли задания мы выполнили?

III Заключительная часть.

+ О каких зимних явлениях мы говорили?

+А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу.

+ Все ли запомнили, со всеми ли заданиями справились?

Вы такие молодцы, что справились со всеми заданиями, очень смелые, что не побоялись Госпожи Метелицы. А как здорово рассказывал …, очень активны были …, Я вами очень довольна.

Источник

Конспект занятия по экологии «Зимние явления в неживой природе» (Старшая группа)
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

1. Формировать представление о снеге и его свойствах.

2. Учить детей отвечать на поставленные вопросы; анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.

3. Развивать мышление, игровой замысел, интерес к зимним явлениям природы.

Читайте также:  Виды спасательных работ при природных чс геологического характера

4. Вызвать положительные эмоции; радость от открытий, полученных в результате опытов.

1.Рассматривание картин на зимнюю тематику.

2.Чтение стихотворений о зиме, снежинках.

3.Наблюдения за падающим снегом, снежинками, игры со снегом на прогулках.

5.Вырезывание снежинок из салфеток.

Дем. – модели планет (Солнца и Земли); наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега;

Разд. — одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке), снег, лупы по количеству детей, по половине разрезанного яблочка на салфетке, ложка одноразовая, три емкости воды, кружочки разного цвета, салфетки и полотенце.

Воспитатель говорит: «Ребята, сели удобно, послушайте стихотворение внимательно и скажите, всё ли в нём правильно»

Восп: Ребята, а вы знаете, почему наступает зима?

Восп: (обобщает ответы детей) Земля, наша планета, в зимнее время наиболее удалена от солнца, получает мало солнечных лучей, а значит тепла и света. Поэтому понижается температура воздуха, дни становятся короче, а ночи длиннее.

Восп: Одна из примет зимы — с неба падает снег. Как вы думаете, почему зимой идет снег, а не дождь?

Восп: А сейчас внимательно послушайте рассказ В.Архангельского «Летят снежные пушинки»

Беседа с детьми по содержанию прочитанного рассказа.

— О каких снежных пушинках идет речь?

— Давайте вспомним, какие образные выражения использовал автор? Как называл он снежинки? ( «Цветок с шестью лепестками», «Звездочка с шестью лучами»)

— Почему хрустит снег под ногами?

— Как автор говорит о беге зайца по насту?

— Кому трудно передвигаться по насту? Почему?

Поплясать теперь нам можно,

Попляши и встань в кружок.

Сегодня мы еще больше с вами узнаем о снеге. Теперь мы с вами ученые-исследователи (А кто такие ученые?) , будем выяснять, какой он снег и каковы его свойства. А помощником нашим будет специальный прибор для исследования. Найдите его на своих столах, как этот прибор называется? ( лупа) . А что такое лупа? ( увеличительное стекло).

3. Ребята, с утра я принесла в группу снег, а что же стало со снегом? (растаял) Почему? (на доску крепится снежинка с изображением 1 свойства, на снежинке нарисована капелька воды: снег тает в тепле). А как мы теперь будем исследовать снег? Где нам его взять? (попросим принести второго воспитателя, используя волшебное слово «пожайлуста») Давайте внимательно рассмотрим растаявший снег. Что вы видите? (вода грязная). Ребята, я видела, что некоторые дети едят снег. Правильно ли они поступают? А какой снег на ощупь? (холодный). Можно ли есть снег? (нет, снег холодный и может быть грязным)

Читайте также:  Аудиокнига паразит царь природы

4. Проведем эксперимент. У вас под плоскими тарелочками лежат геометрические фигуры, назовите их (круги) . Какого они цвета? Положите один круг на пустую тарелочку, наверх мы положим снег, а другой опустите в воду. Где круг видно, а где нет? Почему? (на доску крепится 2 снежинка: снег непрозрачный — нарисован закрытый глаз)

5. Сравним: какого цвета вода и снег (снег белый, вода бесцветная) А что еще бывает белым? (крепится 3 снежинка: снег белый — в центре снежинки вата).

6. Ребята, а как узнать, снег пахнет? (надо понюхать) . Понюхаем сначала яблоко, какое яблоко? (ароматное, душистое) . А теперь снег (у снега нет запаха) (крепится 4 снежинка: снег не имеет запаха — на снежинке нарисован нос)

8. Молодцы! Вы мне столько опытов показали, а сейчас я хочу вам показать, садитесь удобнее. Смотрите: у меня три баночки. В одну наливаем воду ( приглашается ребенок проверить температуру воды), (холодная). Во вторую нальем теплую, но как нам получить теплую воду, какую воду нужно налить сначала: горячую или холодную, почему? ( холодную, затем горячую). В третью баночку я налью горячую. В три баночки я буду опускать снег одновременно. Где снег растаял быстрее, а где медленнее? (чем теплее вода, тем быстрее растал снег, быстрота таяния снега зависит от температуры воды).

9. Ребята, а теперь давайте вспомним, какими свойствами обладает снег? (по окончанию каждого опыта на доску крепились снежинки со свойствами снега) . Обращает внимание детей на то, что снег — это замерзшие капельки водяного пара.

Воспитатель продолжает: «Ребята, а что мы любим больше всего лепить из снега зимой? (Снеговика) Давайте слепим из пластилина снеговиков». Занятие окончено.

Источник

Оцените статью