Беседа «Зимующие птицы моего края».
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.
— дать представление детям о зимующих и перелётных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище;
— учить детей классифицировать птиц на зимующих и перелётных на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания;
— обогащать словарь путём ведения слов: корм, перелётные, зимующие;
— воспитывать любовь к птицам, желание им помогать.
Воспитатель: — дети посмотрим на изображение картинок зимующих и перелётных птиц.
Воспитатель: — какие птицы вам знакомы?
Воспитатель: — каких птиц мы видели на участке зимой? (воробьи, дятлы, вороны, синицы, голуби, сороки).
Воспитатель: — как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (зимующие).
Воспитатель: — каких птиц не видно в последнее время? (грачей, ласточек, стрижей, скворцов).
Воспитатель: — куда они улетели? (в тёплые края).
Воспитатель: — как называются птицы, которые улетают в тёплые края? (перелётные). Почему они улетают в тёплые края? (боятся холодов и голода).
Воспитатель: — вспомните, чем питаются птицы? (насекомыми, семенами растений, ягодами).
Воспитатель: — перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов, улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края.
Воспитатель: — как вы думаете, почему зимующие птицы воробьи, синицы, голуби, сороки, дятлы круглый год живут у нас? ( Ответы детей).
Воспитатель: — эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные дни зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных деревьев. А синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью. И всё — таки тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают. Птицы в зимнее время приближаются к жилищам людей. И мы с вами должны помогать зимовать нашим пернатым друзьям.
Воспитатель: — ребята, а вы помогаете птицам? (Ответы детей). Воспитатель: — подкармливая птиц, мы спасаем не одну птичью жизнь. А летом птицы помогут людям. Они будут поедать насекомых — вредителей и продолжать охранять сады, парки, лес.
Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели («улетают», садятся)
Воспитатель: — дети, я вам загадаю загадки, а вы должны угадать, что эта за птица:
1. В красной шапке расписной, в чёрненьком кафтане, знаменит в семье лесной, песенкой смешной. Что за песня — красота? Тук — тук — тук, да тра — тра — та! (дятел).
2. Умный мальчишка в сером армячишке, прыгает, шныряет, крошки собирает (воробей).
3. Зимой на ветках яблоки — скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки — да это …(снегири).
4. На шесте — дворец, во дворце — певец, а зовут его. (скворец).
Воспитатель: — молодцы, ребята. Мы много узнали о жизни птиц. Давайте вспомним, а чём мы сегодня беседовали и что нового вы узнали? (ответы детей).
Воспитатель: — предлогаю вам дома, вместе с родителями сделать кормушку для птиц. Мы разместим их на участке, и во время прогулки будем подкармливать зимующих птиц.
Источник