Конспект урока «Зимующие птицы»
· Создать благоприятные условия для углубления и систематизации знаний о зимующих птицах.
· Содействовать развитию внимания через выполнение коррекционных упражнений, логического мышления на основе обобщения, речь учащихся путем проговаривания полных ответов.
Тип урока: Получение новых знаний.
Фонограмма с голосами птиц.
Иллюстративный материал о птицах: фотографии, рисунки.
Готовая кормушка для демонстрации.
Блюдо с «угощениями» для птиц: пшено, овёс, хлеб, семечки, сало, рябина, семена растений.
Презентация « Зимующие птицы».
1. Организационный момент.
Давайте подарим друг другу хорошее настроение, улыбнитесь друг другу. Постараемся сохранить наше хорошее настроение до конца урока.
2. Актуализация знаний учащихся
— Ребята, у нас сегодня очень интересный урок.
— Правильно ребята, сегодня мы поговорим о птицах.
3. Проверка домашнего задания
— Что это? Вы ничего не слышите? (звучит пение соловья)
— Правильно, ребята, это поет соловей (слайд)
— А что вы знаете о соловье?
Рассказ ученика о соловье.
— А это, что за птица? (Звучит пение дрозда)
— Правильно, а это дрозд. (слайд)
— Ребята, скажите, птицы. о которых нам сейчас рассказали, зимуют с нами или улетают в теплые края?
— Правильно, это перелетные птицы. И об этом мы с вами говорили на прошлом уроке.
4. Работа по теме
Сообщение темы и целей урока
— Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно когда вдруг блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные «цветы». Это птицы зимнего леса.(слайд)
— Скажите, а какие птицы остаются с нами зимовать?
— Молодцы, «Зимующие птицы». Это тема нашего урока. Сегодня мы подробнее узнаем о некоторых зимующих птицах и о том, как надо о них заботиться.
— Итак, мы попали в зимний лес и каких же птиц мы там встретим? Я загадываю загадки, а вы отгадываете птицу.
1) Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять (снегирь) (слайд)
С наступлением холодов многие птицы улетают на юг, а снегири только зимой прилетают к нам. Они зовутся снегирями потому, что появляются вместе со снегом. Дело в том, что для снегирей наши леса и есть «теплые края», летом они живут гораздо севернее. Увидеть зимой этих птиц совсем нетрудно: их красные грудки, голубовато-серые спинки, черные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега. Снегири питаются семенами растений и ягодами, очень любят ягоды рябины.
— Давайте найдем снегиря среди других птиц.
2) Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика (синица) (слайд)
Синица – птичка небольшая с желтой грудкой. У нее тонкие лапки, короткий клюв. Почему ее назвали синицей? (потому, что она поет : синь-синь). Синицы питаются семечками подсолнухов, замороженными ягодами, орехами, несоленым салом.
— Ребята, найдите синицу среди других птиц. (слайд)
Физминутка Скачет шустрая синица
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на двух ногах)
Не орёл, а всё же птица (воробей) (слайд)
Воробей маленькая птичка. У него серо- коричневое оперение, маленький острый клюв, небольшое туловище, короткий хвост, тонкие лапки. Питается хлебными крошками, ягодами, зернами, семечками. Воробей — шустрый, быстрый, ловкий, драчливый. Если воробей нахохлится, то завтра жди сильного мороза.
— Найдите воробья среди других птиц.
— А как вы думаете, легко ли птицам зимой?
— Да, им и холодно, и голодно. Но страшнее для птиц … (голод). Чтобы зимующим птицам было легче, необходимо их подкармливать.
— Для этого люди делают кормушки (демонстрация кормушки).
— А чем кормят птиц? (Пшено, овёс, хлеб, семечки, сало, рябина, семена растений).
Игра «Готовим угощение для птиц».
— Из всего предложенного надо выбрать только то, чем питается та или иная птица и насыпать корм в кормушку.
— Ребята, а чем можно накормить синичку? А воробья? А снегиря?
— Ребята, а что говорится о зимующих птицах в учебнике, давайте узнаем.
— Кто изображен на первом рисунке? Правильно, дятел. Это очень красивые и пестрые птицы. Наблюдается сочетание белого и черного цветов. У самцов красный затылок. Петь дятел не умеет, у него пронзительный голос. Дятла называют «лесной доктор». У дятлов крепкий клюв, сильные лапы. Они долбят кору больных деревьев и своим длинным липким языком достают личинок насекомых. Зимой дятлы питаются семенами ели.
— Почему дятла называют лесным доктором?
— На втором рисунке у нас изображена галка. Галки живут в городах, селах. По окраске сходна с вороной, но отличается от неё серым верхом головы и меньшим размером. Клюв у нее темный и небольшой. Имеет сильные лапы. Галки шумные, крикливые птицы. Галки питаются самой разнообразной пищей: насекомыми, семенами, остатками пищи. Зимой перебираются поближе к человеку.
— Ребята, а давайте соберем дятла и галку из разрезных картинок. Первый ряд собирает галку, второй ряд – дятла. (У некоторых 4 части, у некоторых – 6).
— А кто сможет рассказать о дятле по плану?
— Если я показываю зимующую птицу, вы приседаете. А, если перелетную — встаете и машете руками.
5. Закрепление знаний
— Игра «Найди зимующих птиц» (по карточке) Работа в парах
— О ком мы говорили сегодня на уроке?
— Каких птиц мы называем зимующими?
— Чем питаются зимующие птицы?
— Что больше всего понравилось на уроке? Что запомнилось?
— Природу нужно любить и беречь, и тогда жизнь на Земле будет счастливой!
7. Домашнее задание
— По карточке найди зимующих птиц, раскрась их правильно.
Источник
Конспект НОД по ФЦКМ для детей старшей группы Тема «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Формировать знания детей о зимующих птицах.
-Закреплять знания о зимующих птицах, выяснить причину, почему они не улетели в теплые края, как будут зимовать, чем будут питаться.
-Расширять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы».
-Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 41 присмотра и оздоровления
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
НОД по познавательному развитию
Костыра Татьяна Александровна
Цель : Формировать знания детей о зимующих птицах.
-Закреплять знания о зимующих птицах, выяснить причину, почему они не улетели в теплые края, как будут зимовать, чем будут питаться.
-Расширять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы» .
-Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.
Беседы, наблюдения во время прогулок, рассматривание иллюстраций, изготовление кормушек, кормление птиц.
Материал : Мимио проект «Зимующие птицы», игровое оборудование «Сенсино», «Сырный ломтик», Иллюстрации зимующих птиц.
Привлекающий момент внимания детей: Звучит «Пение зимующих птиц»
Воспитатель. Чьи голоса вы слышите?
Воспитатель. Правильно. Было лето, и птицы пели звонко и красиво. Наступила осень, и многие птицы улетели в теплые края. Как называют таких птиц? Верно, перелетные. Назовите перелетных птиц.
Дети. Гуси, грачи, журавли, скворцы, ласточки…
Воспитатель. А некоторые птицы остались зимовать. Как их можно назвать?
Воспитатель: — какие птицы остаются зимовать? (снегири, синицы, воробьи, сороки, вороны)
Воспитатель : К нам в гости сегодня прилетели зимующие птицы, им очень не легко приходится зимой, мы должны помогать. А чем мы можем помочь зимующим птицам? (подкармливать их)
Воспитатель : Правильно самое страшное для птиц — это не холод (у них к зиме вырастает пушок под перышками, самое страшное — это голод. Ведь с приходом зимы снегом засыпает все деревья, землю и птицам приходится нелегко добывать себе корм. И если мы не будем помогать им, они погибнут.
Давайте вспомним, чем питаются птички? Чем мы можем их покормить? (хлеб, зерно, семечки, сало, семена растений)
Воспитатель: «Дорогие ребята! Приглашаю Вас в увлекательное путешествие, в котором вы узнаете много интересного о, зимующих птицах, а самое главное – поможете зимующим птицам перезимовать.
Дети садятся за столы и выполняют первое задание Сороки : «Сложи птицу!» На столах лежат детали частей тела птицы, из которых дети собирают птицу. Ребенок, выполнивший задание первым, делает то же на доске.
Воспитатель. Какую птицу вы сложили?
Воспитатель. Из каких частей вы ее составили?
Дети. Туловище, голова, крылья, хвост, лапки.
Воспитатель. Давайте подумаем : для чего птичке клюв, крылья, лапки, перышки, хвост, коготки, глазки, шейка? (Ответы.) А все ли птицы одинаковые? Чем они отличаются? (Ответы.) Верно, размером, окраской, формой частей тела и т. д. Молодцы! С первым заданием справились. А теперь давайте пройдем на лесную полянку. Для этого надо встать, повернуться направо и сделать шесть шагов вперед, три раза хлопнуть за спиной и сесть полукругом на коврик.
Воспитатель : А сейчас отгадайте загадки, и вы, узнаете, какие зимующие птицы прилетели к нам на кормушку.
Кто красуется на ветке в желтой праздничной жилетке
Это маленькая птичка, а зовут её…. (синичка) Картинка синички
Воспитатель : Как она выглядит? (на голове черная шапочка, спинка желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост – серые. Чем питается синичка? (салом, семенами)
Все время стучит, деревья долбит.
Но их не калечит, а только лечит… (Дятел) Картинка дятла
Воспитатель : Какой красивый дятел! Опишите его. (У дятла голова, шея, спина, крылья- черные, а на голове красная шляпка)
— Чем питается дятел? (личинками, крепким клювом он стучит по дереву, долбит кору и достает насекомых. А ещё семенами шишек, затыкает шишку в отверстие в дереве и начинает клювом выковыривать семена)
Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это?. (Воробей) Картинка воробья
Воспитатель : Посмотрите и скажите, какого цвета оперение воробья? (он маленький коричневого и серого цвета) .
-Чем покрыто тело воробья? (перьями) .
-Чем питаются воробьи? (хлебными крошками, остатками пищи человека) Ребята, а давайте мы с вами ненадолго превратимся в воробушек
Воспитатель : Молодцы,а вот следующая загадка.
А зовут ее. (сорока) . Картинка сороки
Воспитатель : Какая сорока? Опишите ее. (Сорока крупная птица с черно-белым оперением)
— Как называют сороку в сказках и стихах? (сорока — белобока)
— Чем питается сорока? (семенами растений)
Воспитатель : Молодцы, следующая загадка
С первым снегом на рябине он появится опять.. (Снегирь) Картинка снегиря
Воспитатель : Как вы думаете, почему эту птицу называют снегирь? (от слова «снег» — он ныряет в снег и купается) (у снегиря на голове черная шапочка, серая спинка, а грудка- красная)
— Чем питается снегирь? (ягодами рябины, зернами и семенами)
Известная персона, а зовут её…. (ворона) Картинка вороны
Воспитатель : Посмотрите у вороны (черные голова, горло, крылья и хвост, остальное оперение серое)
— Чем питается ворона зимой? (пищевыми отходами)
Воспитатель : Ребята, я хочу вас познакомить с еще одной необычной птичкой
У этой птички клюв кривой, а гнёзда вьёт она зимой,
Из шишек семечки клюёт, кто это птичку назовёт? (Клёст) Картинка клеста
Воспитатель : Такой клюв ей нужен чтобы доставать орешки из шишек Он живёт в лесах, где много хвойных деревьев. Клёст хорошо бегает по веткам, может кувыркаться и ходить вверх ногами, висеть в любой позе – как акробат. Питается он семенами хвойных деревьев. Клесты едят семена шишек и бросают вниз, Из брошенных семян шишек вырастают новые деревца. Клёст –единственная птица, которая выводит птенцов зимой. Этой птичке не страшны ни какие холода.
Затем дети выполняют третье задание Сороки : «Поиграй – ка!» (организуется подвижная игра «Птички» ).
Птички в гнездышке сидят (дети приседают)
И на улицу глядят (поворачивают голову в стороны) .
И тихонько все летят (дети «разлетаются» , машут руками, как крыльями).
Снова в гнездышке сидят (дети приседают) .
Воспитатель : Посмотрите, сколько зимующих птиц прилетело к нам. Давайте еще раз их назовем. (перечисляют)
Воспитатель : Молодцы! Ребята, посмотрите, что я сегодня приготовила, чем сегодня мы будем угощать птичек? (на тарелочках лежат семечки, орехи, зерно, хлебные крошки, сало.)
Воспитатель : Когда мы пойдем на прогулку, то мы обязательно покормим птичек
-А куда мы насыплем им угощение? (в кормушки)
-Правильно, а на территории детского сада есть кормушки? (да)
Источник