Зимы ждала природа год

В тот год осенняя погода… • cтихотворение и анализ 💡

Автор: Пушкин А.С. | Дата публикации: 1828 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический, романтический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 1-4 класс | Возраст: дети 6-9 лет | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: образ зимы, лирическая героиня Темы: любовь и ненависть, одиночество, человек и природа

Снег выпал только в январе

На третье в ночь. Проснувшись рано,

Зимы блистательным ковром.

Краткое содержание

Словами «В тот год осенняя погода…» начинается первая строфа пятой главы романа «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина.

По сюжету произведения Евгений уже получил письмо Татьяны, и в своем ответе прямо заявил, что отвергает ее, так как не питает к ней никаких чувств. Однако, безответная любовь еще сильнее укрепилась в сердце девушки. Это лирическое отступление, которое предваряет знаменитый святочный сон Татьяны, можно назвать бессюжетным описанием природы.

В тот год осень долго не хотела сдавать свои права. Пушкин пишет, что вся природа ждала наступления зимы. Он дважды повторяет слово «ждала», чтобы усилить ощущение этого нетерпения. Природа словно истомилась под гнетом угрюмой осени, но «снег выпал только в январе». Поэт описывает это событие, как нечто важное и долгожданное, поэтому календарная точность «на третье в ночь…» здесь вполне уместна.

Раннее пробуждение героини, увидевшей в окно преображенную землю, как бы свидетельствует о конце кризиса, как в природе, так и в ее душе. Побелевший двор, куртина (клумба), кровля, забор – все покрыто зимним узором. На стекле мороз своей кистью нарисовал затейливые картины. Все говорит о том, что зима, как полноправная хозяйка, наконец-то, вошла в свои владения.

История создания

Стихотворение было написано в процессе работы над пятой главой «Евгения Онегина», в 1826 году. Двадцатисемилетний поэт проводил в Михайловском последние месяцы ссылки. Осенью этого же года он будет вызван императором для выяснения всех разногласий. Встреча пройдет успешно, и собеседники расстанутся на волне взаимного понимания. Вскоре Пушкин станет членом редакции нового журнала «Московский вестник». Но все это случится позже, а пока поэт пишет пятую главу, которую посвятит своему другу, критику П.А. Плетневу. Опубликована она будет в 1828 году.

Персонажи и образы

Данный фрагмент представляет собой пейзажную лирику в чистом ее виде. В нем дается необыкновенно точное описание природы, истомившейся в ожидании зимы. Первые четыре строчки передают ощущение осенней тоски, кругом мрачно и слякотно…

Преображение происходит буквально за одну ночь. Кругом бело, светло и красиво, как в сказке. На таком противопоставлении Пушкин выстраивает систему образов анализируемого стихотворения. Здесь нет ни центральных персонажей, ни лирического героя, так как поэт ставил целью показать картину зимнего пейзажа.

Через преображение природы автор позволяет читателю понять внутреннее состояние Татьяны. Ее душу раздирает тоска и разочарование, девушка полна уныния, схожего с картиной осени в первом четверостишии. Но, выпавший снег позволяет героине вновь ощутить жизнь, в ней возрождается надежда на новые чувства, пробуждаются новые желания. Вид утренней ослепительной белизны помог Татьяне отпустить обиду и вновь открыться миру.

Читайте также:  Значение живой природы изучения

Композиция

Композиционно стихотворение состоит из двух частей. Первая часть очень маленькая, в ней всего четыре строки и несколько слов в пятой строчке. Вторая часть посвящена первому снегу и связанному с ним преображению природы. В картине не наблюдается никакого движения, она абсолютно статична. Поэтому глаголы здесь заменяет большое число прилагательных, которые очень метко описывают все изменения. Лексика не вычурная, а вполне бытовая, понятным языком, через запятые автор перечисляет все перемены, случившиеся с природой за одну ночь.

Жанр

По жанру данный отрывок можно отнести к пейзажной лирике, если рассматривать его вне связи с романом. Несмотря на то, что «Евгений Онегин» относится к реализму, именно в этом фрагменте очень ярко проступают элементы романтизма. Как часть романа это стихотворение несет в себе смешение лирики и эпоса. В целом жанр романа обозначен самим автором – «роман в стихах».

Размер и средства художественной выразительности

Поскольку стихотворение не является самостоятельным произведением, то и стихотворный размер у него соответствует остальному тексту. Это онегинская строфа, то есть четырехстопный ямб с характерной для него рифмой. В начале стихотворения рифма перекрестная, далее ее сменяет смежная, затем идет опоясывающая и в последних двух строках – парная рифма: АБАБ ВВГГ ДЕЕД ЖЖ.

Стихотворение построено на антитезе: осенняя мрачность противопоставлена зимнему сказочному наряду. Пушкин использует очень красивую метафору: «деревья в зимнем серебре». Торжество зимы передано эпитетами: «легкие узоры», «побелевший двор», «сорок веселых», «блистательным ковром». Последний эпитет можно назвать апофеозом зимы, передающим ослепительную чистоту первого снега ярким солнечным утром: «все ярко, все бело кругом».

Проблематика и основная идея произведения

Отрывок не содержит явных проблем, кроме передачи душевного состояния Татьяны посредством изображения изменившегося пейзажа. Этот прием называется психологическим параллелизмом и широко применяется в романтических произведениях. Позже его стали использовать и приверженцы реализма.

Это отступление было написано, скорее всего, для того, чтобы читатель ближе познакомился с глубокими внутренними переживаниями героини. С одной стороны – это отчаяние, разочарование, обида, затянувшееся ожидание перемен. С другой – прощение, очищение, надежда, светлые эмоции. Тема безответной любви всегда будет волновать человечество, она не имеет ограничений во времени. Поэтому это стихотворение будет актуальным всегда, как и другие пушкинские творения.

Все произведения автора

  1. • 19 октября
  2. • Анчар
  3. • Арион
  4. • Бесы
  5. • Борис Годунов
  6. • Брожу ли я вдоль улиц шумных…
  7. • В тот год осенняя погода…
  8. • Вновь я посетил…
  9. • Во глубине сибирских руд…
  10. • Вольность
  11. • Воспоминание
  12. • Воспоминания в Царском селе
  13. • Деревня
  14. • Дубровский
  15. • Евгений Онегин
  16. • Если жизнь тебя обманет…
  17. • Зима. Крестьянин торжествуя…
  18. • Зимнее утро
  19. • Зимний вечер
  20. • Зимняя дорога
  21. • И.И. Пущину
  22. • История Пугачевского бунта
  23. • К морю
  24. • К Чаадаеву
  25. • Кавказ
  26. • Капитанская дочка
  27. • Мадонна
  28. • Медный всадник
  29. • Метель
  30. • Москва! Как много в этом звуке…
  31. • Моцарт и Сальери
  32. • На холмах Грузии…
  33. • Няне
  34. • Осень
  35. • Песнь о вещем Олеге
  36. • Пиковая дама
  37. • Повести Белкина
  38. • Погасло дневное светило…
  39. • Подражания Корану
  40. • Полтава
  41. • Пора, мой друг, пора…
  42. • Поэт
  43. • Поэт и толпа
  44. • Пророк
  45. • Птичка
  46. • Птичка божия не знает…
  47. • Разговор книгопродавца с поэтом
  48. • Разлука
  49. • Редеет облаков летучая гряда…
  50. • Свободы сеятель пустынный…
  51. • Сказка о золотом петушке
  52. • Сказка о золотом петушке
  53. • Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
  54. • Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
  55. • Сказка о попе и о работнике его Балде
  56. • Сказка о рыбаке и рыбке
  57. • Сказка о рыбаке и рыбке
  58. • Сказка о царе Салтане
  59. • Сожженное письмо
  60. • Станционный смотритель
  61. • Туча
  62. • У лукоморья дуб зеленый…
  63. • Уж небо осенью дышало…
  64. • Уж небо осенью дышало…
  65. • Узник
  66. • Унылая пора!
  67. • Храни меня, мой талисман…
  68. • Царское Село
  69. • Цветок
  70. • Цветы последние милей…
  71. • Я вас любил…
  72. • Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
  73. • Я помню чудное мновение
Читайте также:  Вес 1000 кубов природного газа

Источник

Евгений Онегин (Пушкин А. С., 1832)

Людская молвь и конский топ! [В журналах осуждали слова: холоп, молвь и топ как неудачное нововведение. Слова сии коренные русские. «Вышел Бова из шатра прохладиться и услышал в чистом поле людскую молвь и конский топ» (Сказка о Бове Королевиче). Хлоп употребляется в просторечии вместо хлопание, как шип вместо шипения: Не должно мешать свободе нашего богатого и прекрасного языка.]

Того, кто мил и страшен ей,

И в дверь украдкою глядит.

Он знак подаст — и все хлопочут;

Он пьет — все пьют и все кричат;

Он засмеется — все хохочут;

Нахмурит брови — все молчат;

Вдруг ветер дунул, загашая

Огонь светильников ночных;

Все встали: он к дверям идет.

Не может; дверь толкнул Евгений,

И взорам адских привидений

Мое! — сказал Евгений грозно,

И шайка вся сокрылась вдруг;

Осталася во тьме морозной

Младая дева с ним сам-друг;

Онегин тихо увлекает [Один из наших критиков, кажется, находит в этих стихах непонятную для нас неблагопристойность.]

К ней на плечо; вдруг Ольга входит,

За нею Ленский; свет блеснул,

Спор громче, громче; вдруг Евгений

Хватает длинный нож, и вмиг

Повержен Ленский; страшно тени

Сгустились; нестерпимый крик

Раздался… хижина шатнулась…

И Таня в ужасе проснулась…

Глядит, уж в комнате светло;

В окне сквозь мерзлое стекло

Дверь отворилась. Ольга к ней,

«Ну, — говорит, — скажи ж ты мне,

Ни сладких вымыслов поэта,

Ни мудрых истин, ни картин,

Ни Скотт, ни Байрон, ни Сенека,

Ни даже Дамских Мод Журнал

То был, друзья, Мартын Задека, [Гадательные книги издаются у нас под фирмою Мартына Задеки, почтенного человека, не писавшего никогда гадательных книг, как замечает Б. М. Федоров.]

Глава халдейских мудрецов,

Гадатель, толкователь снов.

Однажды к ним в уединенье

Его с разрозненной Мальвиной

Он уступил за три с полтиной,

В придачу взяв еще за них

Мечтанья страшного значенье

Татьяна в оглавленье кратком

Находит азбучным порядком

Слова: бор, буря, ведьма, ель,

Еж, мрак, мосток, медведь, метель

Печальных много приключений.

Но вот багряною рукою [Пародия известных стихов Ломоносова:]

Выводит с солнцем за собою

С утра дом Лариной гостями

Весь полон; целыми семьями

Соседи съехались в возках,

В кибитках, в бричках и в санях.

В передней толкотня, тревога;

В гостиной встреча новых лиц,

Читайте также:  Быстрые этюды акварелью природы

Кормилиц крик и плач детей.

С своей супругою дородной

Гвоздин, хозяин превосходный,

С детьми всех возрастов, считая

От тридцати до двух годов;

Мой брат двоюродный, Буянов,

В пуху, в картузе с козырьком []

(Как вам, конечно, он знаком),

И отставной советник Флянов,

Тяжелый сплетник, старый плут,

С семьей Панфила Харликова

Остряк, недавно из Тамбова,

Как истинный француз, в кармане

Трике привез куплет Татьяне

Réveillez-vous, belle endormie. [Вставайте, прелестная сонливица (фр.).]

Меж ветхих песен альманаха

Его на свет явил из праха,

И смело вместо belle Nina [прекрасная Нина (фр.).]

Поставил belle Tatiana. [прекрасная Татьяна (фр.).]

Вошел… Ах, новость, да какая!

Девчонки прыгают заране; [Наши критики, верные почитатели прекрасного пола, сильно осуждали неприличие сего стиха.]

Идут за стол рука с рукой.

Теснятся барышни к Татьяне;

Мужчины против; и, крестясь,

Толпа жужжит, за стол садясь.

Но вскоре гости понемногу

Вдруг двери настежь. Ленский входит,

Теснятся гости, всяк отводит

В ней страстный жар; ей душно, дурно;

Она приветствий двух друзей

Хотят уж капать; уж готова

Бедняжка в обморок упасть;

Но воля и рассудка власть

Превозмогли. Она два слова

Сквозь зубы молвила тишком

Давно терпеть не мог Евгений:

Чудак, попав на пир огромный,

Уж был сердит. Но, девы томной

Поклялся Ленского взбесить

Он стал чертить в душе своей

Но целью взоров и суждений

В то время жирный был пирог

Да вот в бутылке засмоленной,

За ним строй рюмок узких, длинных,

Предмет стихов моих невинных,

Освободясь от пробки влажной,

Шипит; и вот с осанкой важной,

Трике встает; пред ним собранье

К ней обратясь с листком в руке,

Запел, фальшивя. Плески, клики

Певцу присесть принуждена;

Поэт же скромный, хоть великий,

Пошли приветы, поздравленья:

В его душе родили жалость:

Был чудно нежен. Оттого ли,

Что он и вправду тронут был,

Невольно ль, иль из доброй воли,

Но взор сей нежность изъявил:

Так пчел из лакомого улья

Довольный праздничным обедом

Сосед сопит перед соседом;

Уж восемь робертов сыграли

В деревне без больших сует:

Желудок — верный наш брегет;

И кстати я замечу в скобках,

Что речь веду в моих строфах

О разных кушаньях и пробках,

Но чай несут: девицы чинно

Вдруг из-за двери в зале длинной

Подходит к Ольге Петушков,

К Татьяне Ленский; Харликову,

Берет тамбовский мой поэт,

И бал блестит во всей красе.

Хотелось вроде мне Альбана

Бал петербургский описать;

Но, развлечен пустым мечтаньем,

О ножках мне знакомых дам.

О ножки, полно заблуждаться!

В делах и в слоге поправляться,

Кружится вальса вихорь шумный;

К минуте мщенья приближаясь,

Подходит к Ольге. Быстро с ней

Вновь с нею вальс он продолжает;

Все в изумленье. Ленский сам

Не верит собственным глазам.

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале всё дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Теперь не то: и мы, как дамы,

Скользим по лаковым доскам.

Буянов, братец мой задорный,

Татьяну с Ольгою; проворно

Ведет ее, скользя небрежно,

И, наклонясь, ей шепчет нежно

Всё видел: вспыхнул, сам не свой;

Но ей нельзя. Нельзя? Но что же?

Возможно ль? Чуть лишь из пеленок,

Не в силах Ленский снесть удара;

Вдруг разрешат судьбу его.

Источник

Оцените статью