Значение живых организмов в природе и жизни человека
актуализировать знания учащихся о вредных и полезных для человека живых организмов; раскрыть важность сохранения природного разнообразия; охарактеризовать значение живых организмов для человека и природы.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной работе.
Личностные: создать условия для мотивации к учебной деятельности, опираясь на личный жизненный опыт; проявлять личностное (эмоциональное) отношение к живой природе; принимать ценности природного мира; выделять эстетические достоинства объектов живой природы; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы.
Регулятивные УУД: определять цель деятельности и удерживать её до получения результата; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; обнаруживать учебную проблему совместно с учителем; выполнять задания в соответствии с целью.
Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; обсуждать проблемный вопрос о ценности биологического разнообразия для природы и человека.
Познавательные УУД: сопоставлять и отбирать информацию о значении живых организмов, полученную из различных источников (научно-популярная литература, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); структурировать знания; анализировать текст учебника; работая с информацией, уметь передавать её в сжатом выборочном виде.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: фронтальная и индивидуальная работа.
Основные понятия: лекарственные виды, паразиты, биологическое разнообразие
Ресурсы: учебник, тетрадь, коллекции насекомых – вредителей леса, поля, сада и огорода; ЭОР “Насекомые-вредители”, “Культурные растения”, “Домашние животные”, “Соломина злаков и телескопическая труба”, “Эйфелева башня”, “Редкие виды животных, занесённые в Красную книгу”, “Исчезающие виды растений”; презентация Значение живых организмов в природе и жизни человека”.
Структура и ход урока (продолжительность урока 45 минут).
I. Актуализация знаний учащихся о лишайниках (8 мин.).
1. Какая наука изучает лишайники?
2. Почему лишайник называют симбиозом?
3. Приведите примеры лишайников с разными типами слоевищ?
4. Какие функции в организме лишайника выполняют гриб и водоросль?
5. Почему лишайники могут жить в самых бесплодных местах?
6. Почему лишайники могут играть роль показателей чистоты воздуха?
II. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.).
Учитель организует работу учащихся на уроке. Активизирует деятельность учеников, просит их прочитать отрывок из стихотворения Б.В. Заходера:
Все-все,
Все на свете
На свете нужны,
И мошки
Не меньше нужны,
Чем слоны.
Нужны все на свете!
III. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин.).
Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока, ставит проблему “Почему некоторые организмы можно назвать спутниками человека?”. (Учащиеся выдвигают гипотезы, обсуждают их).
IV. Изучение нового материала (20 мин.).
1. Животные и растения, вредные для человека.
Учитель организует работу учащихся по изучению животных и растений, вредных для человека и предлагает учащимся ответить на вопросы:
1. Какие организмы живут вокруг нас?
2. Каков состав пищи животных и человека?
3. Есть ли среди животных и растений вредные виды?
4. Почему некоторых животных называют вредителями?
5. Что означает слово “сорняк”, когда мы говорим о растениях?
Учащиеся структурируют знания о вредных растениях и животных, отвечают на вопросы, рассматривают коллекции насекомых – вредителей леса, поля, сада и огорода, слайд презентации с изображением сорных растений и животных-вредителей, анализируют текст и рисунки с. 69, 70 о животных-вредителях, ЭОР “Насекомые-вредители”
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7b16f3eb-0a01-022a-0128-215d402086e4/%
5BBIO7_07-29%5D_%5BMV_01%5D.WMV
Затем учащиеся изучают текст с.70 о мерах защиты посевов и урожая и делают вывод о важности и необходимости для природы всех видов организмов.
2. Живые организмы, полезные для человека.
Учащиеся анализируют текст с. 70 о лекарственных растениях, их использовании в медицине и ветеринарии, рассматривают рисунок 62 с. 71 “Лекарственные растения”, соответствующий слайд презентации, приводят свои примеры лекарственных растений, произрастающих в нашей местности.
После этого учащиеся просматривают ЭОР “Культурные растения” http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740e2d1b-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm и “Домашние животные” http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740e2d1a-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm .
Затем учащиеся актуализируют имеющиеся знания о полезной роли бактерий, грибов и лишайников.
После этого учащиеся анализируют текст с. 71 и слайд презентации о разведении ценных видов рыб человеком, восстановлении численности лососевых и осетровых рыб на рыборазводных заводах. Знакомятся с деятельностью осетрового рыбоводного завода “Лебяжий”, расположенного на территории г. Нариманов. Мощность предприятия позволяет выпускать в естественные водоёмы 19 млн. шт. молоди осетровых рыб ежегодно. На заводе применяется метод прижизненного получения половых продуктов. Самки доставляются в операционную, где производится отбор икры. Цех Лебяжьего ОРЗ способен одновременно принять на инкубацию более 70 кг икры, или около 40 млн. шт. икринок осетровых.[4]
На следующем этапе учитель направляет деятельность учащихся по изучению значения бабочек тутового и дубового шелкопрядов, божьих коровок; подводит учащихся к выводу о биологических методах защиты растений как наиболее эффективных и безопасных.
Затем учитель предлагает учащимся проанализировать ЭОР, иллюстрирующие пример использования человеком знаний о живых организмах для решения инженерных задач на примере соломины злаков и телескопической трубы http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/644999e6-e73c-47d3-88e
7-29aa2c08fbfa/%5BEST5_03-17%5D_%5BPD_05%5D.swf и демонстрацию применения знаний о строении живых организмов на примере Эйфелевой башни и моста Эйфеля
3. Жизнь живых организмов в тесной связи друг с другом.
Учащиеся анализируют текст с. 71, 72 о взаимосвязи организмов в природе, важности изучения человеком связей между различными живыми организмами о необходимости сохранения природного и биологического разнообразия для выживания человека, необходимости охраны природы.
Учащиеся просматривают фотографии животных и растений Астраханской области, занесённых в Красную книгу РФ, ЭОР “Редкие виды животных, занесённые в Красную книгу”
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740e2d2c-8b8c-11db-
b606-0800200c9a66/index.htm и “Исчезающие виды растений”
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740e2d2b-
8b8c-11db-b606-0800200c9a66/04_04_04_24.jpg
Учитель предлагает выполнить физкультминутку.
Дышим носом глубоко –
Дышим носом глубоко,
Поднимаемся легко.
Наклоняемся вперёд,
Прогибаемся назад.
Как деревья ветер гнёт,
Так качаемся мы в лодке
(Наклоны взад-вперёд).
Головой теперь покрутим –
Так мы лучше думать будем.
Поворот и поворот,
А потом наоборот –
(Вращения головой в стороны).
Встанем, дети, на носочки –
(Потягивания — руки вверх).
На зарядке ставим точку.
V. Закрепление знаний о вредных и полезных для человека живых организмах, о роли живых организмов в природе, о важности сохранения природного равновесия и биологического разнообразия для выживания человека. (5 мин.).
Учащиеся работают в парах и выполняют задания 1-4 рабочей тетради.[2]
Затем проводят дальнейший анализ стихотворения Б.В. Заходера:
Нужны все подряд –
Кто делает мёд
И кто делает яд.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников –
Злых и свирепых.
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки.
Да если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы всё-таки ОЧЕНЬ
Друг другу нужны,
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется.
Все-все, все
На свете
На свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!
Формулирование вывода о том, что в природе организмы не делятся на вредные и полезные: все виды растений, животных, грибов, бактерий и вирусов необходимы природе.
VI. Контролирующее задание (5 мин.).
Вопросы тестового контроля:
1. Человек в своей жизни использует растения для … .
2. Животные, важные для человека … .
4. Для восстановления численности ценных пород промысловых рыб человек . .
5. Человечеству необходимо сохранять природное равновесие и биологическое разнообразие, потому что … .
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин.).
Технология “Ключевое слово”
Учащимся предлагается на маленьких листочках бумаги, которые заранее учитель раздаёт каждому, написать одно слово, с которым у них ассоциируется содержание урока.
По истечении времени учитель собирает листочки с записанными на них ключевыми словами.
После этого учитель проводит краткий анализ полученных результатов.
VIII. Домашнее задание (2 мин.).
Изучить текст §16, ответить на вопросы параграфа. [1]
Выполнить задания 5 и 6 в рабочей тетради. [2]
Повторить § 8-15, разобрать задания с. 73, 74. [1]
Творческое задание: написать краткое сочинение-эссе об участии в мероприятиях по охране природы своего региона или о заповедниках (либо заказниках), расположенных на территории своего региона. [3]
1. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 128 с.: ил.
2. Биология: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / О.А. Корнилова, И.В Николаев, Л.В. Симонова; под ред. проф. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 80 с.: ил.
3. Биология: 5 класс: методическое пособие / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 80 с.
Источник
Значение живых организмов
Задумывались ли вы когда-нибудь, почему именно человек является венцом природы и главенствует на Земле среди других видов?
Ответ на этот вопрос лежит на поверхности. Именно потому, что человек научился преобразовывать живые организмы, которые окружают его, в соответствии со своими потребностями. Какую бы группу живых организмов мы не взяли – животные, растения, бактерии, грибы, каждой человек находит применение в соответствии со своими потребностями.
В соответствии с этой же жизненной необходимостью, мы разделили все живые организмы на Земле на полезные и вредные для человека.
Рассмотрим каждую группу организмов отдельно.
Полезные живые организмы предоставляют человеку пищу, одежду, жилье. Вот несколько примеров:
- Одомашненные животные коровы служат человеку для получения молока.
- Пчеловоды собирают мед, который вырабатывают насекомые пчелы.
- Деревья применяются человеком в строительстве.
Этот список можно продолжать бесконечно, так как все живые организмы, так или иначе применяемые человеком, относятся к полезным. Их очень много и перечислить их почти невозможно.
Живые организмы, выделенные человеком в группу вредных, обычно наносят урон инфраструктуре, которую создает вокруг себя человек.
- Волки могут уничтожать домашних животных.
- Мыши переносят болезни и портят продукты.
- Комары наносят укусы человеку и домашним животным.
- Сорняки засоряют посевы, мешая развиваться культурным растениям.
В соответствии с положением главенствующего вида на Земле, человек может уничтожить все живые организмы, вредящие развитию его вида.
Но этого ни в коем случае нельзя допустить. Живой мир планеты Земля состоит не из одного вида, а очень многих живых организмов, тесно взаимосвязанных между собой. Разнообразие видов живых организмов на Земле называется биологическим разнообразием. Каждый живой организм, созданный природой, выполняет в ней ряд необходимых функций и является неотъемлемой составляющей природы.
Живые организмы, которые человек относит к вредным, в природе вовсе не являются таковыми. Давайте рассмотрим наши примеры вредности с точки зрения опровержения.
- Волк, уничтожающий домашних животных, в природе является санитаром леса, пресекающим распространение болезней среди диких животных.
- Мыши, вредящие человеку – пища для многих живых организмов.
- Комары – переносчики болезней, главная пища птиц.
- Сорняки, нещадно уничтожаемые человеком, в природе главная пища большинства животных.
Именно поэтому значение живых организмов в природе и в жизни человека различно. И именно чтобы выжить и не погубить среду, в которой мы живем, нам необходимо сохранять биологическое разнообразие видов на Земле.
Остались вопросы по теме? Наши педагоги готовы помочь!
- Подготовим к ЕГЭ, ОГЭ и другим экзаменам
- Найдём слабые места по предмету и разберём ошибки
- Повысим успеваемость по школьным предметам
- Поможем подготовиться к поступлению в любой ВУЗ
Источник