Значение крыльев как символа
Проходила психодиагностический тест «Рисунок несуществующего животного» и его интерпритация вызвала у меня затруднения. В инструкции к тесту была дана трактовка только перьев, а я нарисовала существо с крыльями без перьев, но и на кожистые по типу крыльев летучих мышей они тоже не похожи. Вообще, последние 3-4 месяца меня прёт по крылатым созданиям: бабочкам, ангелам, демонам. Вот и надумала наконец таки выяснить, что означают крылья как символ.
«Крылья — символ движения, полета, а также мысли, воображения, одухотворенности.
В древнегреческой теогонии крыльями наделялось божество в знак того, что оно является олицетворением добра и способно дать жизнь Космическому Яйцу (началу всего сущего). Своей любовью оно (божество) наполняет мир» второе же его свойство позволяет расколоться Яйцу Мирового Хаоса.
Крылья — символ духовности во всех культурных традициях. Крыльями наделяется тот, кто преодолел долгий, трудный и опасный путь познания окружающего мира. Об этом свидетельствуют аллегорические сказки, притчи и легенды христианских мистиков, суфистов, шаманов. В Древнем Китае крыльями наделялись даосские Бессмертные» которые благодаря возможности летать могли путешествовать верхом на облаках, посещать райские острова, пристанища богов.
Крылья символизируют также знание. В Библии, как и во всей христианской культурной традиции, крылья являются символом духовности (крылья есть у ангелов), означают восхождение к божественному, преодоление мирского, суетного, человеческого.
Этим объясняется наличие крыльев у некоторых символических фигур: в отличие от змея-аспида (символа духовного распада), крылатая змея является символом одухотворенности, божественности. Герой, убивающий кровожадных чудовищ, также изображается крылатым. О Символика крыльев находится в органическом единстве с символикой воздуха, самого легкого из элементов, и символикой птиц — обитателей воздушной стихии.
Приснившиеся крылья означают высвобождение творческих сил и способностей.
Крылья. Почти без исключений встречаются лишь на запаных и ближневосточных изображениях божеств и сверхъестественных существ. Дальневосточные и индийские божества и сверхъестественные существа, за исключением Гаруды, Космического Коня и крылатого дракона, не разделяют символику крыльев. Крылья имеют солнечную символику и означают божество, духовную природу, подвижную, защищающую и всеохватную силу божества, способность выйти за пределы земного мира, не испытывать усталости, вездесущесть, воздух, ветер, мгновенное начало движения, полет времени, полет мысли, силу воли, разум, свободу, победу, быстроту. Крылья — атрибуты быстро перемещающихся богов-посланников и означают способности к сношениям между людьми и богами. Распростертые крылья — божественная защита или небесная пелена, предохраняющая от яростного жара Солнца. «Тень крыльев» означает божественную защиту и доверие. Оперенное солнце или диск — это символы неустанного путешествия Солнца по небосводу, торжества света над тьмой, сошедшей с Небес силы, божества. Крылатые божества — боги Солнца или боги Эмпиреев, но они амбивалентны, ибо есть и крылатые силы зла, и крылатые демоны. Шапочка, сандалии и кадуцей с крылышками указывают на посланца богов. Крылатый конь — это солнечный символ, на нем ездят герои, либо это Космический Конь.
В алхимии отсутствие крыльев символизирует «твердую» природу серы, а их наличие — «переменчивую» природу ртути. В буддизме два крыла символизируют мудрость и метод. У китайцев крылатый дракон символизирует небесные силы и жизненный дух (см. дракон). Космический Конь крылат и относится к силе ян. Две птицы, изображенные вместе, каждая из которых всего с одним крылом, символизируют неразрушимое единство, верность и пару любовников. В христианстве ангелы крылаты как божественные посланники или как носители божественных качеств. Дьявола часто изображают с крыльями летучей мыши. У египтян Нейт изображается иногда крылатой. В китайской иконографии крылья очень редки. В греко-римской мифологии четыре крыла Кроноса олицетворяют полет времени и изображаются в виде двух распростертых и двух сложенных крыльев, символизируя тем самым вечное движение и бодрствование: «отдых в полете, и полет в отдыхе». Крылья — атрибут Гипноса, который своими темными крыльями навевает на людей сон. Гермес (Меркурий) как посланец богов имеет украшенные крыльями шапочку, сандалии и кадуцей. У Ирис есть крылья как у посланницы Геры (Юноны). Римская Победа изображается крылатой. У евреев архангелы и ангелы, серафимы и херувимы крылаты. У индийцев крылат Гаруда(см. ). У иранцев крылатый диск — символ Ахура Мазды (Ормузда) как Света. У мусульман восемь ангелов поддерживают престол, который включает в себя весь мир. У митраистов четыре ветра и четыре времени года символизируются крыльями. В шаманизме крылатый конь — проводник душ в загробный мир (психопомп). Крылья птиц или украшенные перьями одеяния символизируют единение этого мира и мира духов. В шумеро-семитской традиции крылатый диск символизирует солнечных богов Шамаша и Ашшура. Четыре крыла — четыре ветра и четыре времени года. Семитский Эл — шестикрыл, но иногда имеет четыре крыла, два из которых отдыхают, а два несут его по воздуху, символизирую так же, как и крылья Кроноса, вечное движение и бодрствование («отдых в полет, и полет в отдыхе»).
Греческие и римские посланцы богов — ПОБЕДА, МЕРКУРИЙ и ИРИДА — были крылаты. Они — потомки очень древних доклассических крылатых фигур. От величественной римской Виктории [Победы] произошел образ АНГЕЛА — христианского посланца Бога, впервые изображенного в мозаиках VI века. Архангелы ГАВРИИЛ, МИХАИЛ и РАФАИЛ вместе с другими чинами — или хорами — изображались с крыльями. (Попутно следует отметить, что авторы Ветхого Завета, и это не раз подтверждается (например, ТОВИЯ), считали ангела неотличимым от человека и, следовательно, по-видимому, бескрылым.)
Среди античных крылатых фигур, изображавшихся в эпоху Ренессанса и позднее, были СЛАВА (с трубами), ИСТОРИЯ (пишущая на дощечке), МИР (с шаром), ФОРТУНА (с завязанными глазами и с глобусом), в некотором роде похожая на нее НЕМЕЗИДА и большое число добродетелей и пороков. Поскольку время быстротечно, крылья даны ОТЦУ-ВРЕМЕНИ и УДОБНОМУ СЛУЧАЮ. НОЧЬ, которая летит с двумя младенцами на руках или сидит при свете лампы, крылата; у сидящей Меланхолии (ЧЕТЫРЕ ТЕМПЕРАМЕНТА) также иногда имеются крылья. Фигура, стремящаяся вверх и одна рука которой окрылена, — БЕДНОСТЬ. Крылатые сандалии и шапочка — атрибуты ПЕРСЕЯ, заимствовавшего их у Меркурия. ДЕДАЛ конструирует крылья, с помощью которых он и его сын ИКАР улетают с Крита. Крылаты КУПИДОН и ПУТТО.
В самом общем смысле крылья символизируют духовность, воображение, мысль.
Греки изображали любовь и победу в качестве крылатых фигур, и некоторые божества, такие как Афина, Артемида и Афродита, вначале также изображались с крыльями.
По мнению Платона, крылья — символ разумности, и поэтому некоторые мифические животные наделены крыльями, что отражает сублимацию символических качеств, обычно приписываемых каждому из животных. Этот атрибут имеют кони Пелопса, Пегас, а также змеи Цереры. Крылья встречаются также на некоторых предметах, таких как шлемы героев, кадуцей и молния в культе Юпитера. Следовательно, форма и природа крыльев символически соответствует духовным качествам. Так, крылья ночных животных символизируют извращенное воображение, а восковые крылья Икара — функциональную ущербность.
В христианском символизме крылья — попросту свет солнца правосудия, всегда освещающего разум правых. Поскольку крылья также означают подвижность, это их значение, комбинируясь со значением просветления, выражает возможность «прогресса в просветлении», или духовной эволюции.
В алхимии крылья всегда ассоциируются с высшим, активным, мужским началом; животные же, лишенные крыльев, соотносятся с началом пассивным женским. Необходимо также напомнить, что, поскольку ступня рассматривайтся как символ души, крылья на обуви некоторых божеств, в особенности — на сандалиях Меркурия, выступают представителями способности к духовному подъему, сравнимому по своей сущности с космической эволюцией.
Жюль Дюэм в своей диссертации по истории полета замечает, что на Тибете «буддийские святые путешествовали по воздуху в особого рода обуви, известной под названием «легкие ноги».
Принадлежность не только ангелов в христианском миропонимании, но и гениев и демонических существ. фей и воздушных духов в ранних культурах древнего мира.
Это частичное заимствование облика у чтиц означает обитание в небесной сфере, возвышение над человеческим миром благодаря легкости перьев.
В символическом аспекте крылья означают не сконструированную в физическом смысле модель, способную летать, а взлет собственной значимости в преодолении телесности хотя бы посредством знака. свидетельствующего о возможности возвышения над земным тяготением.
Особенно богато снабженными крыльями представляются херувимы, принадлежащие к самому высокому классу ангельской иерархии. Пророк Иезекииль изображает их с четырьмя лицами и четырьмя крыльями, при этом они стоят на колесах, покрытых глазами-звездами, и как бы представляют собой, таким образом, живую престольную колесницу Бога.
В Откровении Иоанна Богослова они изображены существами с шестью крыльями, а в книжном искусстве средневековья число крыльев у херувимов меняется.
Античные персонификации также весьма часто предстают крылатыми, например Хронос, богиня победы Нике (лат. Виктория), богиня мимолетного счастья Фортуна.
В средневековом искусстве восточной церкви крылатым изображался Иоанн Креститель, Предтеча Христа, на Западе — doctor angelicus (ангелический доктор) Фома Аквинский, реже — св. Винсент Феррер ввиду ангельской любви последних к ближнему.
Дьяволу приписываются не легкие птичьи крылья, а кожаные веяла по типу крыльев у летучих мышей.
В романтизме эльфообразные существа снабжены крыльями стрекоз и бабочек.
В диалоге «Федр» Платона (427-347 до н. э.) об оперении крыльев говорится, что оно имеет силу «подымать тяжелое в высоту, туда, где обитает род богов. А из всего, что связано с телом, душа больше всего приобщилась к божественному».
Аллегорические животные мифов также часто изображаются с крыльями, чтобы подчеркнуть утонченность и близость их к небесам (см. Пегас).
В геральдическом искусстве крылья означают, «что только доблестными делами вперед продвигаться надлежит или что только ими достигнуто достигнутое» (Бёклер, 1688).
Крылья — символ божественной миссии. Именно поэтому ангелы, архангелы, серафимы и херувимы изображаются с крыльями. Символы четырех евангелистов — лев Св. Марка, бык Св. Луки, человек Св. Матфея и орел Св. Иоанна изображаются с крыльями.
Бог Ашшур как стрелок из лука на крылатом Столице. Ассирия, ок. 890 г. до н.э.
Демон Пацуну. Бронзовая фигурка. Ассирия, ок. 800 до н.э.
Крылья: «Только одного не хватает». И. Босхиус, 1702 г.
Производное от египетского символа крылатого солнечного диска изображение бога Ахурамазды.»
Кстати, когда искала инфу по символике, напоролась на такой сайт http://sigils.ru/. Очень содержательный сайт о знаках, символах. геральдике и т.д. Потом перемещу его адрес в ссылки.
Источник
Портал для тех, кому интересны символы, символика и символизм
В Древнем Египте душа — Ба — изображалась в виде ласточки с головой человека. Ба — искра божества в человеке, не принадлежащая миру земных забот.
Она живет на земле лишь временно, ее истинная жизнь — в небе. Ба может путешествовать между мирами и уносит с собой в Вечность все самое чистое и прекрасное, что есть в сердце человека.
Платон говорит, что о своей истинной природе душа вспоминает, созерцая прекрасное, и тогда у нее прорезаются крылья.
Восприняв глазами истечение красоты, душа согревается… благодаря притоку питания, стержень перьев набухает, и они начинают быстро расти от корня по всей душе — ведь она вся была искони пернатой. Пока это происходит, душа вся кипит и рвется наружу.
В христианской традиции птицы — символ Святого Духа, символ чистоты и благой вести.
Мои сестры птицы, вы принадлежите Господу, вашему Создателю, и вы должны воспевать Ему хвалу, ибо Он дал вам свободу летать повсюду. Ибо ваш Создатель очень любит вас, одаряя столь щедро. Опасайтесь, сестры мои, неблагодарности и всегда стремитесь воздавать хвалу Богу.
«Цветочки» святого Франциска Ассизского
Чем выше летает чайка, тем дальше она видит.
Р. Бах «Чайка Джонатан Ливингстон»
Глазами души мы можем подняться до высот, недоступных даже самым мощным самолетам. В нас тоже есть огненная птица, способная взлететь и показать ничтожность наших забот и тревог. В своей душе мы несем и небо, и солнце, и луну, и звезды, и тихую ночь, озаренную обещанием рассвета, который наступит, едва мы научимся расправлять крылья.
Лети вместе с ней, смотри на мир сверху!
Д. С. Гусман «Сегодня я увидела…»
М.А. Врубель. «Царевна-лебедь». 1900 г.
Источник