Читать статья по всему другому: «Знаковая природа языка» Страница 1
Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!
Знаковая природа языка Б. А. Серебренников Понятие языкового знака. К разработке проблем знаковости языка Знаковый характер человеческого языка составляет одну из его универсальных черт и основных особенностей; не случайно к понятию знака издавна обращались представители разных научных направлений в целях более глубокого проникновения в сущность языка. Из понятия знака имплицитно исходили в своих научных спорах о сущности вещей и их наименований древние эллины, номиналисты и реалисты — последователи двух диаметрально противоположных философских направлений средних веков, классики сравнительного и типологического языкознания. На понятии знака со времен Бодуэна де Куртенэ и Ф. де Соссюра покоятся все сколько-нибудь значимые теории языка в современной лингвистической науке. Что в языке принято считать знаковым? Под знаковым аспектом естественного языка понимают обычно соотнесенность языковых элементов (морфем, слов, словосочетаний, предложений и др.), а следовательно и языка в целом, в той или иной форме и степени опосредствованности с внеязыковым рядом явлений, предметов и ситуаций в объективной действительности. К знаковой функции языковых единиц относят, далее, их свойство обобщенно выражать результаты познавательной деятельности человека, закреплять и хранить итоги его общественно-исторического опыта. Под знаковый аспект языка подводят, наконец, способность языковых элементов, в силу закрепившихся за ними значений, нести определенную информацию, выполнять различные коммуникативные и экспрессивные задания в процессе общения. Следовательно, термин «знаковый», как и синонимичный с ним термин «семиотический», — многозначны, в него вкладывается разное содержание и, применительно к естественному языку, он может быть отнесен к четырем разным функциям языковых элементов: функция обозначения (репрезентативная), обобщающая (гносеологическая), коммуникативная и прагматическая. Непосредственная связь языка с мышлением, с механизмом и логикой познания, уникальное свойство человеческого языка служить универсальной системой обозначения всего многообразия объективного мира — все это сделало знаковый аспект языка предметом изучения разных наук (философии, семиотики, логики, психологии, языкознания и др.), в силу общности объекта не всегда четко между собой разграниченных [1; 10; 27; 38; 44; 58]. Областью крайнего неразграничения двух наук — лингвистики и философии — является анализ логики языка, особенностей логического синтаксиса и семантики, проводимого с позиций логического позитивизма [41]. Единственным предметом научного анализа этого философского направления является язык, а целью исследования — установление выводных знаний и логических связей внутриязыковых выражений (предложений) путем верификации последних на предмет истинности или ложности, осмысленности или бессмысленности. Для логического анализа неопозитивисты [69; 70; 71; 72] берут не естественный язык как таковой, с его формальной и содержательной сторонами, в его психологическом и социальном аспектах, а искусственно созданный на основе естественного языка сугубо конвенциональный символический аппарат наук (язык логики, математической логики, математики и пр.), так называемый «предметный язык».
Похожие работы
Источник
2.2. Знаковая природа языка
Знаковый характер естественного человеческого языка составляет одну из его универсальных черт и основных особенностей. ЯЗЫК – одна из многочисленных знаковых систем. Знаки и образуемые ими знаковые системы изучает семиотика. Семиотика (от греч. semeion– ‘знак’ ) исследует природу знаков, знаковые ситуации, виды знаков, операции над знаками. Семиотика – наука о знаковых системах и знаковых процессах передачи информации в природе и в обществе. Семиотика изучает знаковые системы кино, театра, литературы, живописи, музыки, запахов, пищи, поз, жестов и т.д.
В развитие этой науки, основы которой были заложены еще представителями античной и средневековой философской мысли, внесли большой вклад Чарльз Пирс (1839 – 1914), Чарльз Моррис (1901 – 1979), Фердинанд де Соссюр (1857 – 1913), Луи Ельмслев (1899 –1965), Роман Осипович Якобсон (1896 – 1982), Ролан Барт (1915-1980), Юрий Сергеевич Степанов и др. Основателем общей семиотики признают американского ученого Чарльза Пирса, а основателем лингвосемиотики – швейцарского ученого Фердинанда де Соссюра.
В общей семиотике существуют разные направления, изучающие различные знаковые системы: биосемиотика, этносемиотика, лингвосемиотика.
Биосемиотика занимается исследованием систем сигнализации в животном мире (танцы пчел, сигналы дельфинов, брачные танцы животных и др.)
Этносемиотика, наряду с этнологией, культурной антропологией, социальной антропологией изучает знаковые системы, связанные с бытом, культурой народов (семиотическое поведение людей в обществе, знаковая роль различных обрядов, знаковая символика одежды, игр, танцев и т.д.) Например, этнология изучает позы как положения человеческого тела, типичные для данной культуры. Чувства, переживания, верования людей проявляются в особых формах (позах, жестах, манерах). Эти формы двойственны. Они являются одновременно и частью самого переживания и отчужденной частью, ставшей чисто традиционной. Отчужденная часть – это принятые в данной культуре модели (паттерны) (Э.Холл).
Лингвосемиотика изучает естественный язык с точки зрения его знаковой природы и выполняемых функций.
Семиотика искусства изучает характер знаков и знаковых систем, используемых в различных видах искусства (театр, балет, кино, художественная литература, живопись, архитектура и др.), изучает специфику «языка» того или иного вида искусства.
Знак в современной семиотике понимается как всякий преднамеренно воспроизводимый материальный факт, предназначенный служить средством передачи информации, находящейся вне этого факта.
Знак – материально, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), служащий для обозначения другого предмета, свойства или отношения, переработки и передачи информации (знаний) [СЭС 2000]
С развитием человечества возрастает степень семиотичности (символичности) окружающего его мира. Возникновение таких мощных каналов порождения знаковости, как телевидение, интернет, резко увеличило масштабы этих процессов. Человек все больше окружат себя виртуальным миром, носящим принципиально знаковый характер.
В человеческой деятельности используются три основных типа знаков:
— знаки естественного языка – языковые знаки,
— знаки искусственно созданных языков – конвенциональные системы знаков
Знаковая система языка создана не конвенционально, по условию, по соглашению, а сформировалась в результате длительной эволюции человека в процессе деятельности и общения, став социальной и биологической необходимостью человека как разумного члена общества.
Конвенциональные системы знаков, т.е. системы, образованные по соглашению. Они несут определенную социальную информацию (сигнализация, формальные языки разных наук, письменность и др.)
Естественные знаки – это предметы, явления, находящиеся в интерпретируемой человеком причинно-следственной связи, пространственно-временной и иной связи с другим предметом или явлением. Естественные знаки не создаются специально с целью информирования, они не несут постоянной, закрепленной за ними социальной информации. Вне наблюдения человека – это объективно совершающиеся процессы и явления. Человек интерпретирует то или иное явление так, что одно явление (признак, действие) служит знаком или сигналом другого, например, пожелтевшие листья на деревьях – признак (знак) осени, темные тучи на небе – знак приближающейся грозы.
Следует различать знаки языковые и неязыковые.
К неязыковым знакам относят:
— знаки-копии – воспроизведение чего-либо, обладающее большим или меньшим сходством с обозначаемым (напр., фотография);
— знаки-признаки – знаки, связанные с обозначаемым предметом как действие, состояние со своей причиной (например, симптомы болезни);
— знаки-сигналы – физические процессы или явления, несущие информацию о каком-либо событии, состоянии объекта и режиме его работы, либо передающие команды управления, оповещения и т.д.;
— знаки-символы – знаки, которые в силу заключенного в нем наглядного образа используются для выражения отвлеченного содержания (например, весы – символ правосудия)
Языковой знак – это любая единица языка (морфема, слово, словосочетание, предложение), которая служит для обозначения предметов или явлений действительности или идеальных сущностей и др.
Основой знак языка – слово. Слово именует реалии – элементы человеческого опыта, познанный человеком мир. Реалии – это физические объекты, одушевленные существа, люди, признаки предметов, отношения между предметами, события, факты, состояния дел, ситуации и т.д.
Отношение между знаком, понятием и реалией представляют в виде семантического (семиотического) треугольника (треугольника Огдена, Ричардса):
Источник