Золотая хохлома жар птица
Ручная работа. Контур рисунка пишется вручную художницами. Не расписывается, поскольку предназначена для самостоятельной росписи и на мастер-классах.
Как правило, выпускается в виде магнита.
Жар-птица — излюбленный персонаж русского фольклора. Имеет множество аналогов в мировой культуре, включая известную всем птицу Феникс, обладающую способностью возрождаться из пепла. И, подобно Фениксу, огненная жар-птица, умирая осенью, возрождается каждую весну.
Жар-птица сулит вечную молодость, идеальную красоту, а ее пение способно исцелить больных и вернуть зрение слепым. Это сказочный образ необыкновенной красоты, со сверкающими в темноте перьями, горящими как языки пламени, воплощающий мечту о счастье. Найти её или взять светящееся перо Жар-птицы – значит поймать удачу за хвост.
Неудивительно, что эта огненная птица стала одним из символов хохломского промысла. Это и изящный силуэт, и множество возможностей художественной интерпретации, и яркая цветовая гамма, близкая хохломским мастерам. И, конечно, пламя — из которого рождается не только сама жар-птица, но и всеми любимая огненная хохлома.
Символом фестиваля «Золотая хохлома» жар-птица была уже дважды — в 2008 году (во время V фестиваля) и в 2016 (во время юбиленого XIII фестиваля). Последний XIII Международный фестиваль НХП «Золотая хохлома» отмечался с большим размахом, и жар-птица как символ возрождения и символ вечной жизни была как нельзя кстати.
Также с 2004 года хохломская жар-птица украшает эмблему всего фестиваля как события, являясь запатентованным символом «Золотой хохломы». Ежегодно во время праздничных гуляний гости и жители г.о. Семеновский могут видеть яркие флаги и постеры, украшенные гербом города и двумя смотрящими друг на друга жар-птицами!
Жар-птицу часто можно увидеть в элементах декора зданий Семенова — и в старой домовой резьбе и в современной интерпретации (например, в виде часов на главной площади города).
Фотографии
- © Бюро Информационных Технологий (ООО «БИТ») — Все права защищены.
При использовании текстов, фото- и видеоматериалов ссылка на сайт обязательна.
Источник
Хохлома — красная, чёрная, золотая
Хохлома — старинный русский народный промысел; яркая, красочная роспись по дереву с обязательным присутствием золотистого цвета. Неслучайно символ хохломы — огненная Жар-птица, сказочная птица, обладающая оперением, сияющим золотом. Ещё одно название росписи — «золотая хохлома».
История
Россия славится народными промыслами, и хохлома — самый известный вид русской народной живописи.
История промысла начинается в XVII веке, а его родина — левый берег Волги, нижегородские деревни и села. Возникновение промысла на нижегородской земле связывают с появлением в этих краях последователей «старой веры», скрывавшихся от гонений в лесах Заволжья.
Среди староверов было много иконописцев, знавших секрет изготовления «золотых» икон без применения золота. Деревянные иконы сначала покрывали порошком серебра, затем наносили на них вареное льняное масло — олифу — и отправляли в печь. После обработки в печи икона обретала восхитительный золотистый цвет.
Массовое производство деревянной посуды, расписанной с использованием техники иконописи, началось с появлением более дешевого, чем серебро, материала — олова, а потом и алюминиевого порошка. Нижегородские крестьяне, уже давно владевшие в совершенстве искусством объёмной резьбы по дереву, освоили «золотую» роспись и превратили производимую ими посуду в яркие и нарядные произведения декоративно-прикладного искусства.
Узорами украшали все типы русской деревянной посуды: ложки, ковши, братины, подносы, тарелки, чаши, миски, туеса.
Ложки, плошки и всё на свете.
Нижегородские земли не очень плодородны, поэтому занятие народным промыслом стало новым источником дохода для большинства крестьян сел и деревень Заволжья. Производимая ими посуда свозилась в крупное торговое село Хохлома для дальнейшей продажи. От наименования села и произошло название промысла. Из Хохломы нарядная посуда отправлялась по Волге в другие города и страны.
Итак, распространению изделий с хохломской росписью способствовало несколько причин:
- обилие леса;
- близость Волги — главной торговой артерии;
- распространение в Заволжье искусства золотой росписи на деревянных изделиях;
- местные традиции искусства объёмной резьбы по дереву.
Уже в XIX веке слава нижегородских мастеров хохломы перешагнула границы России, а благодаря Всемирной выставке в Париже в 1889 году о золотой хохломе узнали не только в Европе, но и в Азии, и в Америке.
Техника росписи
Деревянную посуду нельзя использовать неокрашенной: от горячей пищи дерево трескается, и посуда становится непригодной. Хохломская роспись — самый праздничный и нарядный пример раскраски изделий из дерева.
Этапы производства хохломской посуды:
- изготовление посуды нужной формы;
- сушка;
- грунтовка белой глиной;
- нанесение на поверхность олифы;
- затирка алюминиевого порошка;
- роспись;
- нанесение несколько раз специального лака;
- закаливание в печи до получения золотистого цвета.
При нанесении росписи используют масляные краски: охру, киноварь, сажу, кармин, сурик. Главные цвета фона — красный и чёрный; дополнительные цвета: светло-зеленый, коричневый, желтый.
Мастер наносит роспись на большующую ложку.
Хохломские изделия украшают растительным орнаментом, состоящим из:
- спелых ягод: малины, рябины, смородины, клубники, крыжовника;
- стеблей;
- цветов;
- листиков.
- «травка» — узор из травинок, которые кудрявясь, собираются к одному корешку;
- «листок, под ягодку» — причудливое переплетение листиков, ягод, цветов и стебельков;
- «кудрина» — роспись, в которой повторяются кудреватые золотые завитки из листьев, цветов, ягод на красном или чёрном фоне;
Иногда в рисунок вплетают изображения животных и птиц.
Центры хохломской росписи — город Семёнов и село Сёмино Нижегородской области. На их предприятиях выпускается как посуда, так и предметы домашнего обихода: шкатулки, столики, шкафчики, табуретки, вазы.
Изделия с хохломской росписью — замечательный подарок, яркий и праздничный. Поэтому важно уметь отличать настоящую хохлому от поддельной. Подлинное изделие тёплое на ощупь, имеет ровную, гладкую поверхность.
Источник
Хохлома — красная, чёрная, золотая
Хохлома — старинный русский народный промысел; яркая, красочная роспись по дереву с обязательным присутствием золотистого цвета. Неслучайно символ хохломы — огненная Жар-птица, сказочная птица, обладающая оперением, сияющим золотом. Ещё одно название росписи — «золотая хохлома».
История
Россия славится народными промыслами, и хохлома — самый известный вид русской народной живописи.
История промысла начинается в XVII веке, а его родина — левый берег Волги, нижегородские деревни и села. Возникновение промысла на нижегородской земле связывают с появлением в этих краях последователей «старой веры», скрывавшихся от гонений в лесах Заволжья.
Среди староверов было много иконописцев, знавших секрет изготовления «золотых» икон без применения золота. Деревянные иконы сначала покрывали порошком серебра, затем наносили на них вареное льняное масло — олифу — и отправляли в печь. После обработки в печи икона обретала восхитительный золотистый цвет.
Массовое производство деревянной посуды, расписанной с использованием техники иконописи, началось с появлением более дешевого, чем серебро, материала — олова, а потом и алюминиевого порошка. Нижегородские крестьяне, уже давно владевшие в совершенстве искусством объёмной резьбы по дереву, освоили «золотую» роспись и превратили производимую ими посуду в яркие и нарядные произведения декоративно-прикладного искусства.
Узорами украшали все типы русской деревянной посуды: ложки, ковши, братины, подносы, тарелки, чаши, миски, туеса.
Ложки, плошки и всё на свете.
Нижегородские земли не очень плодородны, поэтому занятие народным промыслом стало новым источником дохода для большинства крестьян сел и деревень Заволжья. Производимая ими посуда свозилась в крупное торговое село Хохлома для дальнейшей продажи. От наименования села и произошло название промысла. Из Хохломы нарядная посуда отправлялась по Волге в другие города и страны.
Итак, распространению изделий с хохломской росписью способствовало несколько причин:
- обилие леса;
- близость Волги — главной торговой артерии;
- распространение в Заволжье искусства золотой росписи на деревянных изделиях;
- местные традиции искусства объёмной резьбы по дереву.
Уже в XIX веке слава нижегородских мастеров хохломы перешагнула границы России, а благодаря Всемирной выставке в Париже в 1889 году о золотой хохломе узнали не только в Европе, но и в Азии, и в Америке.
Техника росписи
Деревянную посуду нельзя использовать неокрашенной: от горячей пищи дерево трескается, и посуда становится непригодной. Хохломская роспись — самый праздничный и нарядный пример раскраски изделий из дерева.
Этапы производства хохломской посуды:
- изготовление посуды нужной формы;
- сушка;
- грунтовка белой глиной;
- нанесение на поверхность олифы;
- затирка алюминиевого порошка;
- роспись;
- нанесение несколько раз специального лака;
- закаливание в печи до получения золотистого цвета.
При нанесении росписи используют масляные краски: охру, киноварь, сажу, кармин, сурик. Главные цвета фона — красный и чёрный; дополнительные цвета: светло-зеленый, коричневый, желтый.
Мастер наносит роспись на большующую ложку.
Хохломские изделия украшают растительным орнаментом, состоящим из:
- спелых ягод: малины, рябины, смородины, клубники, крыжовника;
- стеблей;
- цветов;
- листиков.
- «травка» — узор из травинок, которые кудрявясь, собираются к одному корешку;
- «листок, под ягодку» — причудливое переплетение листиков, ягод, цветов и стебельков;
- «кудрина» — роспись, в которой повторяются кудреватые золотые завитки из листьев, цветов, ягод на красном или чёрном фоне;
Иногда в рисунок вплетают изображения животных и птиц.
Центры хохломской росписи — город Семёнов и село Сёмино Нижегородской области. На их предприятиях выпускается как посуда, так и предметы домашнего обихода: шкатулки, столики, шкафчики, табуретки, вазы.
Изделия с хохломской росписью — замечательный подарок, яркий и праздничный. Поэтому важно уметь отличать настоящую хохлому от поддельной. Подлинное изделие тёплое на ощупь, имеет ровную, гладкую поверхность.
Источник