Вопрос 57. Правовой режим памятников природы
Природные объекты объявляются памятниками природы федерального значения Правительством РФ по представлениям специально уполномоченных государственных органов РФ в области охраны окружающей природной среды, согласованным с исполнительными органами власти субъектов
Запрещается проводить на территории расположения памятников природы и их охранных зон, а также в отношении памятников хозяйственную и иную деятельность, угрожающую состоянию и сохранности охраняемых природных комплексов и объектов
Режим охраны природных объектов и комплексов обеспечивается специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, которым эти земельные участки передаются в бессрочное пользование
На памятник природы заводится паспорт, в котором указываются:
1. наименование памятника природы
2. местонахождение памятника природы
3. краткое описание памятника природы
4. описание границ памятника природы
5. площадь, занимаемая памятником природы и его охранной зоной (раздельно)
6. режим охраны, установленный для памятника природы
7. допустимые виды использования памятников природы
8. установленный режим охранной зоны памятников природы
9. наименования и юридический адрес собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, на которых расположены памятник природы и его охранная зона, а также наименование и юридический адрес физических и юридических лиц, взявших на себя обязательство по охране памятника природы и обеспечению установленного для него режима
Вопрос 58. Правовая охрана редких и исчезающих видов животных и растений
Россия обязана осуществлять мероприятия по сохранению редких и исчезающих видов животных и растений
ФЗ «О животном мире», «Об охране окружающей среды»
Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира и растения заносятся в Красную книгу РФ и (или) Красные книги субъектов РФ
Красная книга РФ — официальный документ, содержащий свод сведений о состоянии, распространении и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и дикорастущих растений и грибов, обитающих на территории РФ, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. Красная книга РФ ведется Министерством природных ресурсов и экологии РФ
Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги, не допускаются
Юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях и акваториях, где обитают животные, занесенные в Красные книги, несут ответственность за сохранение и воспроизводство этих объектов животного мира в соответствии с законодательством. ОИВ обязаны создавать условия для сохранения и разведения редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира
Оборотоспособность диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, допускается в исключительных случаях по разрешению (лицензии), выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей природной среды. Содержание указанных животных в неволе и выпуск их в естественную природную среду также допускаются в исключительных случаях
В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов их генетический фонд подлежит сохранению в низкотемпературных генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания
Ведение Красной книги РФ включает:
1. сбор и анализ данных об объектах животного и растительного мира
2. организацию мониторинга состояния объектов животного и растительного мира
3. создание и пополнение банка данных по объектам животного и растительного мира
4. занесение в Красную книгу РФ объектов животного или растительного мира
5. подготовку к изданию, издание и распространение Красной книги РФ
6. подготовку и реализацию предложений по специальным мерам охраны
В Красную книгу РФ включаются объекты животного мира, отвечающие следующим условиям:
а) объекты животного мира, нуждающиеся в специальных мерах охраны:
1. объекты животного мира, находящиеся под угрозой исчезновения
2. уязвимые и редкие объекты животного мира, охрана которых важна для сохранения флоры и фауны различных природно-климатических зон
3. объекты животного мира, реальная или потенциальная хозяйственная ценность которых установлена и при существующих темпах эксплуатации их запасы поставлены на грань исчезновения
4. объекты животного мира, которым не требуется срочных мер охраны, но необходим государственный контроль за их состоянием в силу их уязвимости (обитающие на краю ареала, естественно редкие)
б) объекты животного мира, подпадающие под действие международных соглашений и конвенций
в) объекты животного мира, занесенные в Международную Красную книгу и Красную книгу государств — участников СНГ
Основанием для занесения в Красную книгу РФ или изменения категории статуса служат данные об опасном сокращении его численности, о неблагоприятных изменениях условий существования этого объекта или другие данные, свидетельствующие о необходимости принятия специальных мер по его сохранению и восстановлению
Источник
Охранные зоны ООПТ
Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации (ч. 10 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).
В федеральном законе указывается, какие должностные лица принимают решения о создании охранных зон ООПТ. Однако не прописывается, что такое полномочие не только право, но и обязанность должностного лица, которая возникает вследствие создания ООПТ и наличия неблагоприятных антропогенных воздействий от соседних территорий.
В соответствующем Постановлении Правительства РФ от 19 февраля 2015 г. N 138 «Об утверждении Правил создания охранных зон … » есть указание, что для государственного природного заповедника или национального парка установлена минимальная ширина охранной зоны — один километр. Для природных парков и памятников природы минимальная ширина охранной зоны не установлена.
По логике нормативных актов охранные зоны ООПТ устанавливаются отдельными приказами. Однако, согласно закону города Москвы «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» режим охраны и использования охранной зоны особо охраняемой природной территории должен содержаться и в положении о создании ООПТ.
Сами же границы охранных зон ООПТ и режимы ограничения на них утверждаются Правительством Москвы с учетом заключения государственной экологической экспертизы. При этом учитывается функциональное назначение сопредельных с ООПТ территорий, степень экологической опасности производственных и иных объектов по соседству, планы градостроительного развития и другая документация, утвержденная в установленном порядке.
Упоминания, что охранных зон может не быть, в законе Москвы нет! И исходя из буквального толкования охранные зоны предусмотрены для всех видов ООПТ.
Обязанность установления охранных зон у ООПТ, в том числе у природных и исторических парков подтверждается судебной практикой.
Например, 16 ноября 2021 года Центральный районный суд города Читы признал незаконным бездействие Министерства природных ресурсов Забайкальского края, выразившееся в не подготовке предложения о создании охранных зон и обязал подготовить такое предложение в отношении особо охраняемых природных территорий регионального значения 11 природных парков и памятников природы и установлении их (охранных зон) границ.
Основанием послужил только один факт, что охранные зоны указанных ООПТ не были поставлены на кадастр. Суд исследовал, что на территории Забайкальского края в пределах бассейна р. Амур расположен 1 природный парк и 43 памятника природы. В отношении части ООПТ установлены границы, однако охранные зоны не установлены. Это стало достаточным для вынесения решения. Решение вступило в силу.
10 апреля 2007 года Постановлением Правительства Москвы N 258-ПП было утверждено Положение о природно-историческом парке «Битцевский лес», в котором отсутствует упоминания об охранных зонах, режиме их охраны и использования. Отдельного приказа об установлении охранных зон нет. Наоборот, в планах Москвы сузить заповедную зону ООПТ.
Вокруг Битцевского леса расположены жилые и коммунальные зоны, дороги. В одном месте через дорогу находится промышленная зона. Все эти зоны является источниками антропогенного воздействия.
Особое опасение вызывают участки под планируемыми к сносу гаражами. Эти территории незаконно были выведены из территории ООПТ. Их надо или возвращать в границы ООПТ, или хотя бы накладывать на них охранные зоны. В случае, если они будут застраиваться жильем, антропогенное воздействие не природу резко возрастет.
К слову, в Москве охранных зон ООПТ немного. Они установлены в отношении памятников природы в Коломенском, «Липовой аллеи по ул. Красного Маяк», «Родника в Ясенево», «Серебряный Бор», «Дубняк в Вороноцовском парке», «Долина реки Котловки» «Андреевский овраг в Нескучном саду», «Ботанический сад имени П.И. Травникова» и кажется все. При этом в Москве по данным Википедии памятников природы – 100, природно-исторических парков – 11.
В отношении всех остальных ООПТ считаю важным проведение экологической экспертизы и установления охранных зон. Достижение этого возможно как путем обращения в суд от жителей по соседству, некоммерческих организаций или прокуратуры, так и внесением изменений в закон города Москвы «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве», изложив ст. 29 в следующей редакции:
«Статья 29. Охранные зоны особо охраняемых природных территорий в городе Москве
1. В целях обеспечения режима особо охраняемой природной территории на прилегающих к ней территориях обязательны к установлению охранные зоны.
2. На территориях охранных зон устанавливаются ограничения хозяйственной и градостроительной деятельности, обеспечивающие снижение неблагоприятных воздействий на природные комплексы и объекты особо охраняемых природных территорий.
3. Границы охранных зон особо охраняемых природных территорий и режимы ограничения хозяйственной и градостроительной деятельности в этих зонах устанавливаются Правительством Москвы согласно заключению государственной экологической экспертизы.
4. При определении границ и размеров охранных зон особо охраняемых природных территорий учитываются функциональное назначение сопредельных с ними городских территорий, степень экологической опасности производственных и иных объектов на этих территориях, планы градостроительного развития и другая проектная документация, утвержденная в установленном порядке».
Источник