Зона природы в школе

Растения и животные уголка живой природы

Растения и животные уголка живой природы. Консультация для воспитателей и учителей начальных классов.

Уголок живой природы в начальной школе — одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления школьников с природой. Наблюдения на экскурсиях или занятиях в комнате кратковременны. А в уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами развиваются наблюдательность, интерес к природе. Во время ухода за обитателями уголка природы формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.
При подборе обитателей для уголков природы нужно учитывать требования программы и конкретные возможности их размещения.
Постоянные и обязательные обитатели уголка природы всех групп — комнатные растения. Из них надо выбирать быстрорастущие, с красивыми, различной формы листьями, цветущие растения или душистые, легко черенкующиеся и неприхотливые в уходе.

Растения для уголка природы лучше приобретать молодыми, весной или в начале лета. Растения, выращенные из черенков в комнате, живут лучше, чем взятые из теплиц.
Растения для уголка живой природы:
• Аспидистра

Небольшое животное также может поселиться в уголке природы в школе. Лучше всего, если условия позволяют, разместить там маленького грызуна — хомячка или морскую свинку, небольшой аквариум с рыбками и птичку — попугайчика или канарейку. Таким образом, дети будут видеть, что есть различные представители животного мира — водоплавающие, птицы, животные. Каждый из них питается по особенному, имеет свой режим дня. Необходимо составить расписание, чтобы дети по очереди ухаживали за животными и учились заботиться о тех, кто меньше и слабее. Конечно, никто не запрещает ухаживать за ними вне графика.
Животные:
• Хомяк

Для содержания птиц в уголке живой природы необходимо создать определенные условия, так как птицы в отличии от земноводных более требовательны к условиям жизни. Птицы более подвижны, у них активный обмен веществ, они совсем не переносят голодание, поэтому их надо часто кормить. Птицы изучаются во всех начальных классах, поэтому необходимо научить школьников проводить работу по уходу и наблюдению за птицами.
• Попугаи

Читайте также:  Байкал характеристика природных условий

Уголок живой природы способствует наилучшему осуществлению экологического и природоохранного воспитания, формирования научного мировоззрения, воспитанию научно – атеистических убеждений, привитию детям патриотических и нравственных чувств и любви к Родине. Тщательное планирование уголка живой природы обеспечивает выполнение различных видов практических и исследовательских работ, способствующих подтверждению знаний на практике.

Источник

Уголок природы в начальной школе

ugolok prirody v nachalnoj shkole

Обучение в советской школе

Наряду с живыми объектами — растениями и животными, в нём должны быть и объекты неживой природы, непосредственное ознакомление с которыми особенно важно в первые годы обучения.

Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают те знания о природе, которые основываются на непосредственном и неоднократном чувственном восприятии изучаемых предметов и явлений, протекающем под непременным руководством учителя. Поэтому в результате длительных наблюдений и работ в уголке природы знания учащихся приобретают чёткость и прочность, становятся конкретными, жизненными. В то же время эти наблюдения и работы способствуют расширению и углублению знаний о природе, полученных детьми на экскурсиях и предметных уроках, проводимых в 1 — 3 классах в связи с чтением статей природоведческого содержания.

Самостоятельное выполнение наблюдений и работ в уголке природы систематически упражняет органы чувств детей, развивает наблюдательность и инициативу, повышает интерес к природе. Работы в уголке воспитывают у детей чувство ответственности за порученное дело, приучают бережно относиться к растениям и животным, укрепляют сознательную дисциплину среди учащихся.

Наблюдая и ухаживая за растениями и животными уголка природы, дети приобретают много новых ценных знаний и практических умений и навыков, которые они смогут применить в своей практической деятельности (например, в работах по уходу за комнатными растениями, по выращиванию цветочных и овощных растений, по уходу за мелкими домашними животными).

В уголке природы сосредоточиваются те природоведческие объекты (предметы неживой природы, растения, животные), с описанием которых дети встретятся при чтении научно-популярных статей как в классе, так и дома. Готовясь к новому учебному году, учитель изучает природоведческий материал книги для чтения и намечает, что именно из этого материала можно собрать в окружающей школу природе. Собирается этот материал на экскурсиях в природу, организуемых в начале учебного года.

Здесь же сосредоточены раздаточный материал и оборудование для занятий на уроках и в кружке юных мичуринцев.

Из оборудования в уголке природы хранятся, например, картонные или фанерные подносики, на которых раздаётся на парты материал для изучения его детьми; запас картона, нитки, иголки, клей, ножницы, краски и пр.

Читайте также:  Звуки природы попугаи корелла

Практика работы школ показывает, что весьма разнообразный и очень интересный для детей природный материал (как постоянный в уголке природы, так и сезонный), легко доступный для непосредственных наблюдений и несложных опытов, быстро собирается даже в очень скромных уголках природы, не располагающих ни специально приспособленным для них помещением, ни сложным оборудованием.

Однако, несмотря на очень подчас скромные размеры уголка, имеющиеся в нём объекты неживой природы, живые растения и животные, а также и оформленные результаты наблюдений детей используются учителем с большим педагогическим эффектом не только во внеклассной работе, но и на уроках, в особенности в связи с чтением в 1 — 3 классах статей природоведческого содержания.

Большую помощь оказывает уголок природы юным мичуринцам — учащимся 3 и 4 классов.

Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Источник

Сообщение на тему: » Зелёная зона как предметно-развивающая среда кабинета начальных классов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Зеленый уголок» состоит из комода со специальными полками для цветов, на котором размещены растения, как цветущие, так и вечнозеленые. Предназначен для проведения занятий по психологической коррекции детей, для проведения наблюдений и исследовательских работ.

Зеленая зона должна быть оснащена информационной картой о цветах (название, семейство и т.д.). Также зеленая зона может содержать аквариум, но при этом условии и должна быть информационная карта о рыбах (название, семейство и т.д.)

Зеленая зона способствует развитию таких качеств как:

·с раннего детства прививается любовь к природе;

·все растения должны быть подписаны на кашпо (будет способствовать получению новых знаний);

·поливать нужно не реже 2 раз в неделю (способствует развитие таких личностных качеств: трудолюбие, любовь к природе, дисциплина);

·убирать пыль с растений (способствует развитию качества трудолюбия).

Значение уголка. Уголок природы для начальной школы имеет исключительное значение. Проведение наблюдений и опытов, а также выполнение систематической работы по уходу и выращиванию растений приучают детей к самостоятельности, повышают ответственность за выполнение заданий, прививают любовь к природе.

В процессе длительных наблюдений у школьников накапливаются знания, позволяющие правильно понять, отчего зависят рост и развитие, какова взаимосвязь растений с окружающей средой, что способствует формированию научного миропонимания явлений и процессов, происходящих в организмах.

Читайте также:  Двойственная природа электронов уравнение де бройля

Немаловажно учитывать и такую важную особенность растений, как способность к очищению загрязненного воздуха. Правильно подобранные комнатные растения — настоящие помощники в борьбе с загрязненным комнатным воздухом. Растения выделяют фитонциды, оказывающие губительное воздействие на болезнетворные микробы. При проветривании помещения и через отверстия оконных проемов поступают в воздух частицы пыли, которые могут находиться в нем в течение длительного периода во взвешенном состоянии. Воздействие пыли на организм человека очень вредно и опасно. Пыль засоряет и раздражает слизистые оболочки глаз, кожу, верхние дыхательные пути и вызывает различные легочные заболевания. Эффективным средством оздоровления воздушной среды помещения наряду с наличием вентиляции являются комнатные растения, поглощающие вредоносные частицы.

Как осуществляется подбор растений? При отборе видов комнатных растений для детских помещений определяющим фактором является микроклиматический режим. Однако, в пределах возможного ассортимента, следует собирать в помещении растения, наиболее разнообразные по форме, окраске, размерам листьев и соцветии. Для школьников коллекции растений в учебном классе должны составляться с учетом программ по окружающему миру, наглядно иллюстрировать занятия по определенным её темам, давать понятия о растениях, о разных формах роста и размножении растений, о соцветиях, о плодах и семенах. Озеленяя учебный кабинет, нужно учитывать, что некоторые виды декоративных растений являются аллергенами и содержат сильные алкалоиды. Такие растения не должны попасть в учебные помещения, необходимо проконсультироваться с мед. работниками на счет аллергических заболеваний детей. При оформлении помещений, где учатся дети младшего школьного возраста, необходимо избегать также растений с острыми шипами и колючками: кактусы из родов опунция, цилиндропунция, эхинокактус.

Требования к оформлению зеленого уголка:

— Уголок природы должен быть ярким и красочным;

— Стеллажи, полки обязательно закреплены;

— Календарь природы в каждом классе;

— Недопустимы ядовитые растения, они должны быть безопасны для детей;

— Оборудования для ухода за растениями (палочки для рыхления, губки, тряпки) располагаются в контейнерах с закрывающимися крышками.

Примерный план работы в «зеленом» уголке:

1. Сделать для каждого растения этикетку с названием и особенностями ухода.

2. Усилить освещение зеленого уголка за счет дополнительных ламп дневного света.

3. Организовать группу учащихся, которые под руководством будут ухаживать за растениями (поливать, опрыскивать, подсыпать почву и т.д.), а также поддерживать порядок в помещении.

4. Оборудовать зимний сад полкой с книгами о растениях зимнего сада.

Источник

Оцените статью