Слова, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? что делал? что будет делать?
Идти, идёт, идут. Звать, зовёт, зовут. Лежать, лежит, лежат. Учиться, учится, учатся. Летать, летит, летят. Пить, пьёт, пьют. Любить, любит, любят. Говорить, говорит, говорят. Блестеть, блестит, блестят. Лить, льёт, льют.
2. Записать предложения. Подчеркнуть слова, называющие действия. Поставить к ним вопросы,
I. 1. Стоит на воде большой корабль, на волнах качается, паруса белые распускает. 2. Сидит кот на солнце, жмурится и мурлыкает, пушистую спину выгибает. 3. Кругом подымаются деревья диковинные, колышутся травы изумрудные, а посреди поляны стоит красавица девушка. 4. Вдруг небо потемнело, ветер завыл, земля загудела.
II.1. Золотой дворец стоит, как жар горит. 2. Проскакал за воротами чёрный всадник, ночь наступила. 3. Взошло солнце, приласкало, согрело девочку и росу на косе высушило. 4. Походил в дозоре старший брат, посмотрел по сторонам и успокоился. Забрался в кусты и заснул.
ТВОРЧЕСКИЕ И ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ
1. Записать слова. Подобрать к ним однокоренные слова, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?, и записать их.
Работа, учёба, любовь, бег, прыжок, песня, игра, цветок, гром, писатель, читатель, гудок, звон.
2. Прослушать сочетания слов. Записать сочетания слов, имеющие противоположное значение.
Машина приехала, надеть пальто, ребёнок плачет, солнце поднимается, огонь разгорелся, день начинается, самолёт взлетел, открыть окно, девочка заснула, лодка уплыла.
3. Прослушать загадки и стихотворения. Записать слова, называющие действие. Поставить к ним вопросы.
ЗАГАДКИ
4. Выписать по три слова, называющие предметы, признаки и действия.
Ветер осенний в лесах подымается,
Мёртвые листья срывает и весело
Только замрёт, припадёт и послушает,—
Лес загудит, затрепещет,— и сыплются
Туча растаяла. Влажным теплом
Веет весенняя ночь над селом;
Ветер приносит с полей аромат,
Слабо алеет за степью закат.
Тонкий туман над стемневшей рекой
Лёг серебристою нежной фатой,
И за рекою, в неясной тени,
Робко блестят золотые огни.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ
1. Подчеркнуть по три слова, называющих действиях.
ЕГОРКА
Скучно Егорке целый день в избе. Глядит он в окошко. Там бело кругом. Замело избушку лесника снегом. Белый стоит лес. Знает Егорка одну полянку в лесу. Видел он вчера следы зайцев и куропаток. Вот Егорки и нет уже в избе. Выскочил он во двор. Встал на лыжи и побежал в лес.
ЛИСИЦА
Случалось ли вам зимой видеть лисицу? Неторопливо бежит она по полю. Всё время останавливается, прислушивается, встаёт на задние лапы. Потом что-то приметит, осторожно подкрадывается. Вдруг высоко прыгает, взмахивает своим пушистым хвостом. Потом бросается вперёд и хватает добычу.
КУРОПАТКИ
После тёплых весенних дней снова началась метель. Куда-то спряталась весёлая синичка. Даже лисьего лая не слышно в лесу. И только у стога сена шумит стая больших серых птиц. Это куропатки. Снег и холод заставили их прилететь ближе к жилью. Здесь они и устроились в стоге сена.
ДОЖДЬ
Однажды Арсен рыбачил возле вербы. Пошёл дождь. Вода в речке стала серой и неприветливой. Умолкли птицы. Только дятел стучал на засохшем дереве. Не клевало. В дождь рыба ложится на дно и спит. Вот и солнце опять сквозь тучи проглянуло. Дождик утих. Птицы снова запели.
45 слов. (По Григору Тютюннику)
2. В первых предложениях подчеркнуть слова, называющие предметы, одной чертой, слова, называющие действия,— двумя.
ЗАГАДОЧНАЯ ИСТОРИЯ
Зверь бежит, птица летит, лягушка прыгает. Никто не удивляется. А если куст побежит? Что тогда? Бежал, скакал, летел по степи куст. Корень пересох. Ветер сорвал куст и покатил. Запрыгал куст на бугорках, полетел по ветру. Мчится и семена сеет. Вырастут из семян новые бегающие кустики перекати-поля.
ФЛЕЙТА И АРФА
Из окна полились нежные звуки флейты. Окна домов отворились. Наконец флейта смолкла. Из окна другого дома послышались звуки арфы. Арфа пыталась повторить эту новую мелодию. Мелодия слабела, потом замерла. Но флейта пришла на помощь, подхватила продолжение. Арфа ожила, зазвучала увереннее. Музыка сделалась громче и веселей.
ТРУДНАЯ ДОРОГА
Через несколько часов дорога стала неровной. Страшила часто спотыкался. Попадались ямы. Тотошка перепрыгивал через них. Элли обходила кругом. Но Страшила шёл прямо, падал и растягивался во всю длину. Элли брала его за руку, поднимала. Страшила шагал дальше и смеялся над своей неловкостью.
3. Подчеркнуть слова, называющие действия, в побудительных предложениях.
РАСТЕНИЯМ ПИТЬ ХОЧЕТСЯ
Скоро вся семья уедет в отпуск. Комнатные растения останутся без присмотра. Перед отъездом промойте их под слабым душем. Поставьте в ванну. Наполните её водой. Она должна закрыть донышки горшков. Несколько недель о цветах можно не беспокоиться. Такая поилка может работать больше месяца.
БУДЬ ВЕЖЛИВЫМ
В театр или на концерт приходят заранее. Твои места в середине ряда. Не ожидай третьего звонка. Так ты не потревожишь других зрителей. Проходить нужно лицом к сидящим. Не хлопай сиденьем. Прекрати все разговоры во время спектакля. И не пробирайся к выходу за пять минут до конца,
Источник
Охотник и змей
Однажды семь охотников вышли на охоту. Шестерым во всём удача: зверь бежит — зверя на бегу подстреливают, птица летит — птицу на лету подбивают. А седьмой охотник точно слепой по тайге бродит. Нет ему удачи.
Долго ходили охотники по тайге, устали, сделали привал. Поели они, стали спать укладываться. Да прежде чем лечь, сложили у дерева свои ножи и луки. Только у седьмого охотника лук сломан, а нож потерян.
Утром проснулся он раньше всех и видит: окружил их кольцом огромный змей.
Стал охотник потихоньку будить товарищей. Разбудил всех. Со страху не знают охотники, что делать. А змей отвёл голову от хвоста, будто пройти охотникам даёт, и опять замер. «Бежим все вместе! Всех сразу не съест», — решили охотники и вшестером вышли из кольца. Змей и глазом не моргнул, словно не видит их. Схватили охотники свои луки, ножи и бежать. О седьмом товарище и не подумали. А он стоит, с места сойти не может, будто держит его змей.
Смотрел змей, смотрел на охотника, потом на спину свою покосился и опять на охотника взглянул. «А ведь он хочет, чтобы я к нему на спину сел», — подумал охотник и сел змею на спину. Тут змей расправился, голову поднял и подполз к старому кедру с дуплом. «Погляжу-ка, что там», — подумал охотник. Пошарил рукой в дупле и нашёл свой охотничий нож. Взял охотник свой нож и подумал: «Не такой уж я неудачливый. Теперь мне и змей не страшен. Хотя он мне плохого не сделал».Повернулся к змею, а тот скосил один глаз и будто говорит охотнику: «Садись на спину». Сел охотник к нему на спину. Пополз змей через болота, через реки, через горы и приполз к старому лесу. Добрался змей до дерева, что стояло в стороне, выгнул спину и подсадил охотника на ветку. Потом отполз подальше, голову поднял и зашипел.
И в ответ ему тоже раздалось шипенье — это другой змей из лесу показался. Приближаются змеи друг к другу. Подняли головы от земли, вверх потянулись, зашипели и схватились. Весь день и всю ночь бились. Под утро слышит охотник: стал его змей тише шипеть, слабеть стал. Соскочил юноша с дерева, подобрался к другому змею и острым ножом его ударил. С одного раза надвое перерубил. Тут спасённый змей подполз к нему, голову приподнял и прямо в глаза охотнику посмотрел. И сразу будто силы прибавилось охотнику, и глаз у него стал будто зорче, и рука твёрже. А змей свистнул тихонько на прощание и в глубь леса пополз.
Вернулся охотник домой и стал самым искусным зверобоем, потому что мудрый змей за добро отплатил ему добром.
Эвенкийская народная сказка в пересказе
Источник