Звуки природы 2 класс литературное чтение

Урок 55. Обобщающий урок по теме «Весна»

Обобщению знаний и проверка достижений по разделу «Люблю природу русскую. Весна».

Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи. Для стихотворения характерны созвучные строчки (рифмы), мелодия, ритм, чередование ударных и безударных слогов.

Звукопись – прием усиления изобразительности текста путем такого звукового построения фраз, стихотворных строк, которое соответствовало бы воспроизводимой сцене, картине выражаемому настроению.

Рифма – звуковой повтор в двух или более стихах преимущественно на конце.

Стихотворение; загадка; звукопись; рифма.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / ( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С.107 — 124
  2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 2 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

На уроке мы узнаем, как правильно оценивать свои достижения;

научимся обобщать свои знания;

сможем создавать свои поэтические произведения.

Основное содержание урока

1.Обобщение знаний и проверка достижений происходят в ходе беседы вымышленных персонажей – учителя и учеников – Ани и Володи.

У: Мы закончили изучение раздела «Люблю природу русскую. Весна».

как вы думаете, какие задачи стоят перед нами на уроке?

А: Мы будем повторять и обобщать изученное, оценивать свои достижения.

У: Верно. Какие произведения этого раздела вам запомнились? Назовите их авторов.

В: Мы читали и обсуждали стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева, Алексея Николаевича Плещеева, Александра Александровича Блока, Самуила Яковлевича Маршака о весне.

А: В этом разделе мы познакомились и с произведениями Елены Благининой, Ивана Бунина, Эммы Мошковской о маме.

У: О каких особенностях стихотворных произведений вы знаете?

А: Стихотворение – небольшое художественное произведение, написанное ритмически организованными, обычно рифмованными, строками.

В: Поэты используют в стихотворениях различные художественные приёмы, позволяющие более ярко и выразительно нарисовать картины природы или выразить свои чувства.

У: В каком произведении автор пишет о Весне, как о живом существе?

А. Федор Иванович Тютчев в стихотворении «Зима недаром злится…»

В: Поэт противопоставляет «злую ведьму» – Зиму и «прекрасное дитя» Весну.

А: А в другом стихотворении Тютчева – «Весенние воды» весна посылает гонцов, чтобы сообщить о своём приходе.

Читайте также:  Где живет сайгак природная зона

У: каких ещё гонцов присылает к нам Весна?

В: Ласточку. Её прилёту радуется поэт Алексей Плещеев. Ведь ласточка – вестница весны.

У: называют ли писатели приметы весны в своих стихотворениях? Приведите примеры.

А: «Тает снег, бегут ручьи», небо стало голубым и чистым, «звонко, тонко» журчат ручьи, «зачирикал воробей веселей на крыше», «жаворонки в небе уж подняли трезвон», скоро «засвищут соловьи»

В: «Травка зеленеет», скоро «лес оденется листвою», «на вербах серебром светятся серёжки».

У: Молодцы. Мы изучали приём звукописи. Что вы запомнили об этом приёме?

А: Звукопись – прием, когда с помощью сочетаний звуков в словах передают звуки окружающего мира

У: приведите примеры использования поэтами звукописи.

В: В стихотворении Фёдора Тютчева «Весенние воды» можно услышать плеск воды. Движение передают повторяющиеся слова – «весна» , «идёт» , «гласят» , звуки – «бегут и будят сонный брег, бегут и блещут и гласят, они гласят… »

У: Какое настроение вы назвали бы весенним?

А: Я назвала бы весенним радостное, праздничное, приподнятое, светлое настроение. Таким настроением проникнуты все стихотворения о весне в этом разделе.

У: Как вы думаете, почему в разделе стихотворений о весне размещены и произведения о маме.

В: Мне кажется, что мама – самый любимый человек в жизни каждого ребёнка. Мама, как весна, дарит нам тепло, радость, свет и любовь. Весной мы поздравляем маму с праздником – Женским днём.

А: Иван Бунин и Алексей Плещеев описывают в своих стихотворениях свои детские воспоминания о матери. Мама – человек, с которым никогда не бывает страшно. Она всегда успокоит, защитит, обнадёжит.

У: какие ещё произведения были размещены в разделе «Весна»?

А: Загадки о весне, о весенних явлениях природы.

В: Мы не только отгадывали эти загадки, но и придумывали свои. Например, я придумал такую загадку.

Белый ковер исчезает – под ним зелёный вырастает.

А: Это загадка о снеге и первой травке.

У: Молодцы ребята. Вы хорошо усвоили материал урок.

Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса: Найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали слова, пропущенные в цитатах

2. «______________ с весною

Читайте также:  Зачем классифицировать объекты природы

3. «Ещё в полях белеет снег

А _____________уж весной шумят»

4. «Уж тает снег, бегут ________,

5. «Мы молодой весны ________,

Название файла с изображением к вопросу:

Источник

Урок литературного чтения во 2-м классе: «Времена года в словах, красках и звуках»

Оборудование: портреты Д. Б. Кедрина, П.И. Чайковского, И.И. Левитана, репродукции картин И. И. Левитана, аудиокассеты с записями музыкальных пьес П.И. Чайковского «Времена года», выставка картин учащихся, таблица о специфике видов искусства, листы бумаги для работы в группах.

Опережающее задание: нарисовать осень, зиму, весну, лето в образе людей.

    Организационный момент.
  1. Постановка темы и целей урока.
  2. Эмоциональная подготовка к восприятию текста.
  3. Проверка домашнего задания.
  4. Рассказ о поэте.
  5. Выразительное чтение стихотворения.
  6. Анализ стихотворения. Работа с теоретико-литературными понятиями
  7. Знакомство с картинами.
  8. Знакомство с музыкальными пьесами.
  9. Творческая работа – экспромт-этюд.
  10. Закрепление.
  11. Домашнее задание.

Дети по желанию распределены на четыре группы по временам года.

2. Постановка темы и целей урока.

— Ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие в мир искусства и побываем в гостях у королев Литература, Живопись и Музыка.

3. Эмоциональная подготовка к восприятию текста.

Задание: подобрать слова-ассоциации к словам «весна», «лето», «осень», «зима».

— Какие образы возникают в вашем воображении, когда вы слышите слова: «весна», «лето», «осень», «зима»?

У каждой группы заготовлены листы бумаги для работы, на которых дети пишут свои слова-ассоциации по заданному времени года. Затем представитель каждой группы зачитывает их.

4. Проверка домашнего задания.

— На прошлом уроке я задала вам вопрос: а если бы осень, зима, весна и лето были бы людьми, то какими они были бы? Вы должны были нарисовать дома времена года в образе человека.

Защита проектов. На доске выставка рисунков учащихся. По одному ребенку с каждой группы рассказывают о своем рисунке, объясняют, почему именно так изобразили это время года.

— Вот мы и очутились в государстве Литература, в государстве, где подданными являются поэты и писатели. Вот какими представил времена года известный поэт Дмитрий Кедрин.

Рассказ учителя о Д. Кедрине.

6. Выразительное чтение стихотворения учителем.

Скинуло кафтан зеленый лето,
Отсвистели жаворонки всласть.
Осень, в шубу желтую одета,
По лесам с метелкою прошлась,
Чтоб вошла рачительной хозяйкой
В снежные лесные терема
Щеголиха в белой разлетайке –
Русская румяная зима!

— Поставим перед собой задачу проникнуть в тайны художественного слова, чтобы поэтические образы этого стихотворения «открылись» нам и мы бы более глубоко могли понять мысли и чувства поэта. Для этого давайте выясним значения слов, которые вы не знаете, и объясним смысл непонятных выражений.

Кафтан — русская старинная мужская долгополая верхняя одежда.
Всласть – до полного удовольствия.
Рачительной – старательный, усердный в исполнении, разумно бережливый.
Разлетайка – одежда свободного покроя, расширяющаяся книзу.
Щеголиха – любящая нарядно одеваться.
Гардероб (от французского «гарде» — хранить и «роб» — одежда») – так называют не только шкаф или помещение для одежды, но и носильное платье, одежду одного человека.

Чтение стихотворения в исполнении некоторых учащихся.

Затем учащиеся выписывают на листочках образные слова и выражения, которыми автор характеризует каждое время года.

8. Работа с картинами Левитана.

А) Какое время года изображено на этой картине?
Б) По каким приметам вы это узнали?
В) Какие краски преобладают на картине?
Г) Какое настроение вызывает картина? Что вы чувствуете, глядя на картину?
Д) Какая из картин этого художника тебе особенно понравилась? Почему?

В конце работы учащиеся выбирают цвета, которыми художник изображает каждое время года.

9. Работа с музыкальным произведением «Времена года».

  • Апрель. Подснежник.
  • Июль. Песня косаря.
  • Октябрь. Осенняя песня.
  • Декабрь. На тройке.

А) Прослушайте музыку. Расскажите нам, что вы увидели, слушая ее.
Б) Как вы догадались, какое это время года?
В) Объясните настроение музыки.
Г) Какая пьеса вам больше понравилась?

Дети на листочках выписывают слова, которыми композитор характеризуют настроение каждого времени года.

Используя весь материал, который записан у них на листочках, дети должны написать сочинение или стихотворение о любимом времени года.

— С какими произведениями сегодня мы познакомились?

— Что объединяет эти произведения? (Они посвящены временам года)

— С помощью чего можно изобразить картины природы, передать настроение человека? (С помощью слов (литература), красок (живопись), звуков (музыка)).

По ходу урока заполняем таблицу о специфике видов искусства

Источник

Оцените статью