Билет 9.
1.Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.
Человек – это биосоциальное существо, занимающее высокую ступень эволюционного развития, обладающее сознанием, речью, абстрактным мышлением и способное к общественному труду. Проблема происхождения и становления его как вида относится к числу сложнейших философских и естественнонаучных проблем. В настоящее время учение об эволюции человека обобщает и использует данные палеонтологии, геологии, биохимии, молекулярной биологии, генетики и теории эволюции и др наук.
Происхождение человека и становление его как вида происходило под влиянием тех же факторов биологической эволюции, что и эволюция других видов организмов: мутаций, изоляции, борьбы за существование и естественного отбора.
На ранних этапах эволюции человека решающее значение имел отбор на лучшую приспособленность к меняющимся условиям окружающей среды. Важнейшим этапом является появление прямохождения. Руки наших далеких предков освободились от функции опоры и передвижения, и преобразовался в орган, использующий орудия труда. Преимущества получили особи, способные изготовлять и использовать орудия для добывания пищи и для защиты от врагов. Кроме этого освобождение верхних конечностей предоставило первым гоминидам возможность развивать неязыковые формы общения – мимику и жесты. В ходе эволюции параллельно совершенствовалась рука и развивался головной мозг.
Однако результаты антропогенеза невозможно объяснить только биологическими факторами. На данный процесс влияли и социальные процессы. К социальным факторам антропогенеза относятся трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь, мышление.
Стадная жизнь наших предков оказала значительное влияние на развитие нервной деятельности и явилась важным фактором формирования человека. Коллективная охота, совместная трудовая деятельность, необходимость передавать информацию своим соплеменникам – все это привело к появлению членораздельной речи. В ходе эволюции отбирались группы с лучшими социальными качествами, необходимыми для труда и охоты. Трудовые процессы и возникновение языка способствовали развитию человеческого мозга и совершенствованию органов чувств.
Процесс трудовой деятельности в позднем антропогенезе к ослаблению биологических факторов эволюции человека.
Человеческий организм, как и все живые организмы, для поддержания жизнеспособности нуждается в пищи и кислороде. Как и все живые существа, человек растет, изменяется, стареет, умирает. Поэтому человека изучают биологические науки. Однако, развитие человека невозможно вне человеческого общества – социума. Ученым хорошо известен так называемый феномен Маугли, когда маленькие дети вырастали среди животных. Такие дети, как правило, так и не смогли в дальнейшем научиться человеческой речи, усвоить нормы человеческого общества. Человек становится человеком только тогда, когда он развивается и живет в обществе.
Таким образом, биосоциальная природа человека выражается в том, что генотип человека обеспечивает возможность не только биологического существования человека как одного из видов царства животных, но и возможность осуществления социальной программы.
Источник
Биосоциальная природа человека
Данный видеоурок является первым в изучаемом курсе. В ходе урока учащиеся вспомнят основные признаки живых организмов, рассмотрят отличия человека от растений и животных. Познакомятся с биологической и социокультурной эволюцией человека.
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Биосоциальная природа человека»
Великий немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель Иоганн Гёте сказал: «Главный предмет изучения человечества – сам человек».
Человек является частью живой природы. Признаки, характерные для всех живых организмов: рождение, питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение и гибель. Все перечисленные признаки характерны и для человека. Значит, человек – живое существо.
В отличие от растений, у нас нет зелёных частей тела, мы можем жить длительное время в темноте, не способны к фотосинтезу, поэтому питаемся органическими веществами, созданными другими живыми организмами. Следовательно, мы, люди, — гетеротрофные организмы. Потребляем пищу с помощью рта и можем активно передвигаться. Из всего сказанного можно сделать вывод: люди сходны с животными.
Эволюция живой природы происходила многие миллионы лет. В результате развития стада высших приматов превратились сначала в племена древних людей, а затем и в современное человечество.
Становление вида Человек разумный как биосоциального существа происходило тысячелетиями. Старшие поколения передавали накопленный жизненный опыт и знания молодому поколению, обучали детей приёмам изготовления орудий труда, развивали их речь, помогали усваивать правила поведения, принятые в данном человеческом обществе.
Признаки, по которым человек выделяется из мира животных
Человек имеет более развитый мозг, способен к мышлению, прямохождению, членораздельной речи, может преобразовывать окружающий мир сознательным трудом. Благодаря труду человек создал новую жизненную среду.
Животные могут только приспосабливаться к окружающей среде с помощью своих органов и поведения. Человек также может приспосабливаться к изменениям в окружающей среде.
Но в отличие от животных человек научился создавать для себя искусственную среду. Он может изготавливать одежду, выводить новые породы животных и сорта растений, создавать сады, парки, сельскохозяйственные угодья, современные города, транспорт, средства связи, технологии получения различных продуктов и изделий. Такую искусственно созданную среду называют социальной, так как она создавалась не одним человеком, а социумом, или обществом, многими поколениями на протяжении всей истории человечества.
Условия жизни людей очень сильно отличаются от условий жизни животных, которые могут пользоваться только природной (естественной) средой. Человек с первых дней своей жизни оказывается в окружении вещей, которые созданы самим человеком. С появлением на свет в жизнь ребёнка включается социальная программа его становления как личности: развитие речи, передача опыта поведения, а по достижении определённого возраста — обучение в школе, подготовка к трудовой профессиональной деятельности.
В сказке английского писателя Джозефа Киплинга «Маугли» ребёнок, воспитанный животными, становится сверхчеловеком. Но в реальной жизни люди без человеческого общения и не получившие социальный опыт никогда не становятся полноценными людьми. Подлинные человеческие качества мы приобретаем именно в результате социального общения.
В современном мире постоянно происходит совершенствование техники и технологии. Это позволяет людям производить гораздо больше продуктов питания, чем есть в дикой природе, пользоваться энергией, выделяющейся при сжигании газа, нефти и каменного угля. Открытия в электронике обеспечивают огромную скорость информационных потоков. Например, человек, живущий в Москве, может с помощью радио, телевидения, телефона или интернета очень быстро узнать о событиях, которые произошли за тысячи километров от его дома, например в крупнейшем городе Австралии — Сиднее.
Благодаря научным и техническим достижениям наша жизнь становится комфортнее. Но существует и отрицательная роль научного прогресса – происходит ухудшении экологии. Промышленные и бытовые отходы, вредные выбросы заводов и фабрик, выхлопные газы машин загрязняют окружающую среду и ухудшают здоровье людей.
Люди все активнее используют транспорт, это приводит к гиподинамии – недостатку движения, что плохо влияет на сердце, мышцы и другие органы. При производстве продуктов питания используются пищевые добавки. Они удешевляют производство или улучшают вкус продуктов питания, но в то же время могут вызывать различные заболевания человека, например аллергию.
Для сохранения урожая на сельскохозяйственных угодьях человек использует ядохимикаты для борьбы с вредителями и болезнями растений. А они также не безвредны для человека. Пристрастие к спиртным напиткам, табаку и наркотикам ведёт к разрушению здоровья и психики, ранней смерти наркоманов и алкоголиков.
Поведение человека социально, оно зависит от воспитания. Даже естественные, биологические потребности в пище, воде, комфорте регулируются традициями данного общества, зависят от материальных возможностей семьи, продуктов, поступающих в продажу, и ряда других причин.
Съесть или отказаться от сомнительных продуктов питания решаем мы сами. Но процесс переваривания пищи происходит по наследственной программе, отработанной многовековой эволюцией человека. Если под влиянием микробов или вредных веществ произойдёт нарушение пищеварения, восстановить его только по нашему желанию невозможно. Нам придётся применять лекарственные препараты.
Поэтому каждый человек должен знать, как устроен и действует его организм. Эти знания позволят надолго сохранить здоровье, создать благоприятные условия для работы всех жизненных систем, избежать вредных факторов, которые могут привести к болезни.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: природа человека биосоциальна. Человек имеет много общих признаков с млекопитающими.
Но не все его качества и способности могут быть объяснены с биологических позиций. Человек является социальным существом.
Настоящее человеческое формируется в нём в процессе жизни в обществе, которое развивается по законам, отличным от биологических.
На протяжении длительного времени происходило укрепление социальных связей, которые позволили человеку обрести абстрактное мышление, сознание, речь, развивать трудовую деятельность и создавать социальную среду, необходимую для жизни людей.
Создание искусственной, социальной среды принесло человечеству величайшие блага и вместе с тем привело к нарушению природного равновесия, поставив человека перед необходимостью решать многие экологические и медицинские проблемы.
Источник