Встречаем перелётных птиц
классный час (3 класс) по теме
Познакомить учащихся с многообразием перелётных птиц.
Прививать любовь и бережное отношение к родной природе.
Научить выделять признаки сходства и различия у птиц.
Развивать вычислительный навык.
Учитель. Ребята, какое время года наступает с 1марта?
Ученик рассказывает стихотворение.
Учитель. Тема нашего классного часа спрятана в загадке.
Сегодня на классном часу, вы узнаете, какие перелётные птицы прилетают в наши края с приходом весны.
Учитель. Что говорит народная мудрость о движении перелётных птиц.
Дети. Перелётная птица большими стаями летит к дружной весне.
2. Знакомство с многообразием перелётных птиц
Учитель. Птицы везде — над нами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе очень много. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые прилетают к нам весной , надо знать.
Учитель показывает через мультимедийный проектор изображение перелётных птиц.
Дети решают задачи с природоведческой направленностью.
Задача. Ласточки, жаворонки, оляпки, иволги, скворцы относятся к отряду воробьиных. Кто из них живёт дольше и на сколько лет, если ласточка живёт 16 лет, жаворонок – 9 лет, оляпка – 8 лет, скворец – 20 лет, иволга – 15 лет?
Учитель. О каких перелётных птицах вы узнали из содержания этой задачи?
Сегодня вы подробно познакомитесь с двумя представителями перелётных птиц
Задача. Чтобы прилететь в Россию из Центральной Азии иволга проделывает расстояние 600 км. Если вы уменьшите это число в 3 раза, то получите число, показывающее количество кормлений птенцов иволги за 1 день.
Задача. В кладке у соловья меньшее число яиц это 4, а если данное число увеличить на 2, то получится наибольшее число яиц. Какое наибольшее число яиц в кладке соловья?
3. Индивидуальная работа по карточкам
Посчитайте, сколько раз этот фрагмент повторяется в таблице. Ищи его по всем направлениям.
Учитель. Какие перелётные птицы встречаются в каждом фрагменте?
4.Подготовленные ученики рассказывают о иволге, соловье
Соловьи́ные — род птиц из отряда воробьинообразных . Наиболее известен обыкновенный соловей ; длина тела 17 см; оперение буроватое, хвост рыжеватый.Распространён в Европе и Западной Азии (к Востоку до Енисея ), к Югу до Северного Кавказа. Перелётная птица, зимует в Африке . Обитает в сырых кустарниковых зарослях, в долинах рек. Гнёзда на земле или очень низко, в кустах. В кладке 4-6 зеленоватых или голубоватых с пятнами яиц. Насиживает только самка 13 суток.Питается пауками , насекомыми , червями, ягодами. Пение звучное, с большим количеством колен. Южнее и западнее — от Испании до Западного Памира распространён южный, или западный соловей . К роду соловьев относятся также синий соловей , соловей-свистун , соловей-красношейка , черногрудая красношейка, варакушка и др.
Это очень красивая птица. Преобладающая окраска взрослого самца золотисто-желтая, от основания клюва к глазу идет черная полоса. Крыло черное с желтым пятном. Рулевые черные с ярко-желтыми каемками на концах. Самки отличаются желтовато-зеленой окраской верхней стороны тела, нижняя сторона у них серовато-белая, подхвостье ярко-желтое. Молодые птицы имеют более блеклую, грязноватую расцветку. По величине иволга с дрозда: длина крыла ее 150—160 мм, вес 70—90 г. На родину иволга возвращается поздно: в южных частях гнездового ареала — в конце апреля, а в северных — в конце мая. Самцы появляются раньше самок. После прилета самок происходит разбивка на пары. Песня у иволги довольно длинная и состоит из набора тихих (слышных только с близкого расстояния) скрипучих и щебечущих звуков, а оканчивается коротким, но мелодичным и громким флейтовым свистом. Обеспокоенная, птица издает громкий, неприятный звук, отдаленно напоминающий крик обозленной кошки, за что иволгу и зовут «лесная кошка». Особенно охотно иволга гнездится в березовых и дубовых лесах, где сухо, деревья стоят довольно далеко друг от друга и лучи солнца хорошо прогревают землю.
— Почему весну «открывают грачи, а ласточки прилетают позже других птиц?
(Из-за способа питания. Грачи ищут корм в почве, а ласточки ловят насекомых на лету. Насекомые в воздухе появляются позже, соответственно и ласточки прилетают позже других птиц)
— Почему перелётные птицы так спешат весной, а осенью не спешат?
(птицы осенью не улетают до тех пор , пока есть пища.)
— Почему нельзя трогать яйца в гнёздах птиц?
( потому что запах человека совершенно отпугивает птиц, птица больше не прикоснётся к яйцам, и потомство погибнет.)
— Какая основная причина перелёта птиц в тёплые края с приходом осени ?
(Только из-за отсутствия пищи. Холод не является причиной перелёта. Голодная птица замерзает, сытая — никогда).
Источник
Урок-игра «Перелетные птицы»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Урок по преемственности между начальной школой и дошкольным образованием.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок-игра «Перелетные птицы»
- Расширить знания детей о птицах;
- Закрепить знания о птицах, зимующих в наших краях и перелетных;
- Воспитывать заботливое отношение к ним;
- Карточки с изображением птиц, зимующих в наших краях и перелетных;
- Фонограмма птичьих голосов;
- Рисунки птиц;
Многие птицы на юг улетают,
Многие зиму у нас коротают,
Галка, ворона, снегирь, воробей.
Ну-ка, ребята, их вспомним скорей!
Ребята, о ком мы сегодня будем говорить? (О птицах). Давайте вспомним, каких вы птиц знаете?
Птиц на земле, конечно меньше, чем насекомых, но все-таки их очень много – около 9 тысяч видов.
Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов.
Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие только на берегу моря.
Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена. Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустов.(Из рассказа рассказ Ю.Дмитриева «Какие птицы бывают».)
2. Презентация «Перелетные птицы». Картинки с записью голосов птиц.
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник.
Спинкою зеленовата,
Брюшком желтовата.
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
Окраска сероватая,
Повадка вороватая.
Известная персона
Кто она?
Чернокрылый, красногрудый,
Он везде найдет приют.
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут.
Трещала, с самого утра:
Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что – пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит…
И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа!
Сторожей бояться этих
Мыши прячутся дрожа!
Очень уж суровы филины и …
Ребята, кто догадался, что для этих птиц общее?
Ответы детей. (Они не улетают на зиму, а круглый год живут рядом с нами).
Этих птиц называют оседлыми. А вы знаете, птиц живущих у нас? Это галки, синицы, вороны, воробьи, голуби.
Эти птицы не бояться морозов, и еду добывают даже в очень снежные зимы. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти может быть одна-две доживают до весны.
4. Конкурс «Собери картинку» ( работа в группах) Дети собирают картинку, разрезанную на части).
5. Конкурс – игра «Прилетели птицы».
Я сейчас буду перечислять птиц, но если вы услышите что-нибудь другое, хлопайте в ладоши, топайте ногами!
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: голуби, синицы, чижи, чибисы, вороны, галки, стрижи, комары, кукушки.
Прилетели птицы: голуби, куницы, овсянки, поползни, дятлы.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы- сплюшки, лебеди, скворцы… Все вы молодцы!
Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться снова в родные места (перелетные птицы).
Перелетные птицы (скворец, соловей, журавль).
6. Какие вы знаете сказки с названием птиц?
7. А теперь поиграем! «Узнай птиц».
- Воробей – (чирикает)
- Кукушка — (кукукает)
- Ворона — (каркает)
- Курица — (квохчет)
- Утка — (крякает)
- Соловей — (поет)
- Сорока- (трещит)
8. Задание. Раскрась свою птицу и отпусти. (Дети раскрашивают, заготовленные шаблоны птиц, и рассаживают их на ветки дерева. Изображение дерева на доске.
- где же зимуют птицы? (в теплых краях);
- когда они вновь возвращаются к нам? (Весной);
- как называют таких птиц? (Перелетные);
- почему их так называют? (Эти птицы совершают перелеты, перелетая из одного уголка Земли в другой);
- какое другое название птиц? (Пернатые);
- птичий домик это… (Гнездо, скворечник);
- большая группа птиц это … (Стая);
- главный лесной барабанщик (Дятел).
Ребята, наш урок-игра подошел к концу.. Вы узнали много нового из жизни птиц. Давайте повторим:
- где же зимуют птицы? (в теплых краях);
- когда они вновь возвращаются к нам? (Весной);
- как называют таких птиц? (Перелетные);
- почему их так называют? (Эти птицы совершают перелеты, перелетая из одного уголка Земли в другой);
- какое другое название птиц? (Пернатые);
- птичий домик это… (Гнездо, скворечник);
- большая группа птиц это … (Стая);
- главный лесной барабанщик (Дятел).
Птицы- наши друзья, младшие братья, и мы их как старшие должны беречь и охранять их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспек по развитию устной речи на тему: Зимующие птицы, подкормка птиц. 1 класс с умеренной умственной отсталостью.
Тип урока: обобщающийОбразовательные цели:Расширить представление о зимующих птицах. Формировать понятие зимующие птицы. Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопрос.
Конспект урока по окр миру в 1 классе «Птицы, их существенные признаки. Строение тела птиц»
Конспект урока по окружающему миру о птицах по программе «Гармония».
К внеклассному занятию ко Дню птиц.»Чудо — птицы»
Данная презентация составлена ко Дню птиц. Ее можно применить и на уроках окружающего мира в начальной школе.
«Птицы – наши друзья!» (перелетные птицы)
При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной деятельности детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников.Проблема экологизации всех.
«Птицы – наши друзья!» (Зимующие птицы)
При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной деятельности детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников.Проблема экологизации всех.
Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню зимующих птиц «Поделитесь с птицами едой…»
Цель: Способствовать пониманию учащимися важности подкормки птиц в зимнее время.Задачи:Закрепить знания учащихся по многообразию пернатых родного края;Способствовать привитию любви к животному м.
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню зимующих птиц «Поделитесь с птицами едой…»
Цель: Способствовать пониманию учащимися важности подкормки птиц в зимнее время.Задачи:Закрепить знания учащихся по многообразию пернатых родного края;Способствовать привитию любви к животному м.
Источник